04-04-24 / 2024
Новости отрасли
Северные перспективы

С 1 апреля вступил в силу закон о северном завозе в России. РЖД в поставках грузов на Север отводится одна из ключевых ролей.

Приоритеты расставлены

До сих пор единой нормативно-правовой базы, определяющей права и обязанности участников северного завоза, не существовало.

Благодаря новому закону время доставки грузов должно сократиться примерно на 25%, а цены – до 20%, предполагал ранее заместитель председателя правительства – полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

Доцент кафедры международного бизнеса Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Анастасия Прикладова отметила расширение географии поставок. Теперь продукты и товары по программе северного завоза будут доставляться в 21 регион страны. Кроме того, расширен список товаров, поставляемых с господдержкой. В законе утверждены семь категорий, около 160 наименований приоритетных грузов для северного завоза. Региональные власти смогут предоставлять компаниям бюджетные кредиты на их закупку и доставку.

Роль компании

По информации Совета Федерации, ежегодный объем бюджетных ассигнований на предоставление субсидий из федерального бюджета компаниям, осуществляющим северный завоз, составит 2,2 млрд руб. Планируется, что 1,7 млрд руб. из них придут в РЖД.

"С учетом доли финансирования железнодорожных перевозок можно предположить, что компания будет обеспечивать не менее 80% северного завоза", – подсчитала Анастасия Прикладова.

Основная доля грузов для отдаленных территорий сначала завозится в морские порты Архангельска и Мурманска по железным дорогам, а затем доставляется в порты Крайнего Севера по Северному морскому пути. Важность железных дорог в северном завозе отметил во вторник Юрий Трутнев в ходе совещания по вопросам о состоянии и перспективах перевозок грузов железнодорожным транспортом в ДФО. Вице-премьер поручил Минтрансу, Минэкономразвития, Минвостокразвития и ОАО "РЖД" обеспечить приоритетный вывоз социально значимых грузов.

Закон также предусматривает содержание и ремонт объектов опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры. Планируется, что правительство определит перечень объектов, их финансирование будет осуществляться с 2026 года. Расходы федерального бюджета на эти цели оцениваются в 7,4 млрд руб. в год. Закон о северном завозе не предусматривает строительство железнодорожной инфраструктуры, уточнила директор Центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова: "Строительство может идти только через государственные программы". Свыше 10 тыс. маршрутов обеспечивают северный завоз, большая часть из них мультимодальные, отмечает она. По оценке Татьяны Кулаковой, пока возможности расширения участия РЖД в северном завозе ограничены мощностями действующей железнодорожной инфраструктуры.

Цифровое управление

В программе участвуют тысячи компаний, людей, и закон призван улучшить координацию их работы. В частности, предусмотрено создание Федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза (ФГИС "Северный завоз"). Ресурс поможет в регулировке цен и надбавок, считает Анастасия Прикладова. Система будет планировать доставку, помогать в построении маршрутов, анализировать сроки и стоимость доставки, фиксировать риски сбоя поставок. На создание и ввод ресурса в эксплуатацию потребуется почти 820 млн руб. в 2024-2026 годах. По мнению экономиста, этот период можно считать переходным или подготовительным, хотя нормативная база уже создана. "После начала функционирования всех элементов можно будет оценить эффективность системы северного завоза, в том числе в контексте влияния на цены", – считает Анастасия Прикладова.

 

Источник Дата Наименование материала

Гудок

04.04.2024