31-10-22 / 2022
Новости отрасли
Север—Юг сообразят на троих

Россия, Азербайджан и Иран могут создать единого логистического оператора

Россия предложила Азербайджану и Ирану создать единого логистического оператора на международном транспортном коридоре Север-Юг по модели уже действующей ОТЛК ЕРА, которой на паритетных началах владеют железные дороги России, Казахстана и Белоруссии. Однако, в отличие от маршрута ОТЛК ЕРА, железная дорога на новом направлении развита недостаточно, она даже не сплошная. Развитие путей гораздо активнее идет в сообщении Россия-Азербайджан, чем через границу Азербайджана с Ираном, где грузопоток не превышает 500 тыс. тонн, а для России работа в регионе осложняется конфликтом Азербайджана и Армении.

Первый вице-премьер Андрей Белоусов 28 октября на Евразийском форуме в Баку предложил сформировать на западном маршруте международного транспортного коридора (МТК) Север-Юг (из России через Закавказье в Иран и далее в Индию и другие страны) совместного железнодорожного оператора Россия-Азербайджан-Иран, который "обеспечит сквозной сервис и высокий уровень логистических услуг". В качестве примера такого проекта чиновник привел ОТЛК, контейнерного оператора ОАО РЖД, "Казахстан темир жолы" и Белорусских железных дорог: "Оператор будет выполнять также экспедиторские функции, контрактовать услуги перевозки, перевалки в морских портах, заниматься таможенным и иным сопровождением перевозки".

Замминистра транспорта РФ Валентин Иванов добавил, что планируется заключить с Ираном и Азербайджаном соглашение об организации логистических сервисов: "Предметом станет комплексный сервис по предоставлению транспортно-экспедиционных услуг клиентам стран-участников в формате "единого окна". Такой формат включает организацию внешнеторговых и транзитных перевозок между РФ, Азербайджаном, Ираном и третьими странами. Также в сервисе будет предусмотрена оплата сборов, провозных платежей, услуги по транзитному таможенному оформлению, информационное сопровождение перевозки, услуги погрузки, выгрузки и хранения в железнодорожных терминалах и другие транспортно-экспедиционные услуги, согласовываемые с грузоотправителем". Спикеры не уточнили, речь идет об оперировании всеми грузами или только контейнерными, как в ОТЛК.

ОТЛК после сложной истории отношений участников (см. "Ъ" от 14 декабря 2017 года), к 2018 году сформировалась в нынешнем варианте, где трем странам принадлежит по 33,3% (см. "Ъ" от 5 июля 2018 года). С тех пор она работает по модели "без активов" с незначительными исключениями. Объем контейнерных перевозок ОТЛК ЕРА по маршруту Китай-Европа-Китай через территорию стран-участников быстро рос и в 2021 году достиг 692,5 тыс. TEU. Но резкое ухудшение отношений с Европой ударило по контейнерному транзиту и особенно по ОТЛК ЕРА. По итогам года снижение перевозок должно составить 1,8%, до 680 тыс. TEU.

В отличие от маршрута ОТЛК, железнодорожная инфраструктура коридора Север-Юг развита недостаточно и даже не сплошная: не хватает участка Решт-Астара в Иране, который строят уже долгие годы (см. "Ъ" от 26 октября). Там грузы принимает автотранспорт. Грузооборот коридора Север-Юг растет, но на отдельных участках. Так, ОАО РЖД сообщало, что за девять месяцев через погранпереход с Азербайджаном Самур-Ялама проследовало 5,3 млн тонн грузов – на 55% больше, чем годом ранее. Но речь идет о сообщении Россия-Азербайджан, где, по словам первого замгендиректора ОАО РЖД Вадима Михайлова, на железную дорогу приходится 87-90% грузооборота между странами.

В Иране ситуация сложнее. Как сообщил на форуме вице-премьер Азербайджана Шахин Мустафаев, по Бакинской декларации, подписанной 8-9 сентября правительствами России, Азербайджана и Ирана, Азербайджан поставил цель к 2030 году довести объем транзитных перевозок по западному коридору МТК Север-Юг до 15 млн тонн: "Это очень хорошая цифра, касается только железнодорожных перевозок. Если учитывать, что по этому направлению по железной дороге с помощью железнодорожного грузового терминала на территории Ирана, который построил Азербайджан, перевозится всего лишь до 500 тыс. тонн грузов".

По мнению главы "Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, создание единого оператора на МТК Север-Юг будет способствовать развитию направления и снятию барьеров. Однако для РФ работа в регионе осложняется азербайджано-армянским конфликтом. По мнению аналитика, для России здесь выбор стоит между развитием отношений с Азербайджаном и Турцией либо риском снижения экспортного грузопотока. Армянская железная дорога находится под управлением ОАО РЖД. Баку развивает проект Зангезурского железнодорожного коридора для связи Нахичеванской республики Азербайджана с основной территорией через Армению, а 29 октября премьер последней Никол Пашинян в очередной раз заявил, что этот коридор открыт не будет.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ31.10.2022