Иран активно развивает портовую и железнодорожную инфраструктуру, необходимую для полноценного функционирования международного транспортного коридора Север – Юг.
По информации Министерства дорог и городского развития Ирана, перевалочная мощность портовой инфраструктуры страны за последние 10 лет увеличилась со 180 млн до 250 млн тонн грузов в год.
В настоящее время продолжается строительство порта Мекран, расположенного в акватории залива Чабахар Аравийского моря. Его мощность составит 200 млн тонн. Находящийся поблизости порт Чабахар уже используется для перевозок в рамках коридора Север – Юг. Чабахар лоббирует Индия, которая старается развивать его не только как транзитный хаб, но и как зону свободной торговли.
"С географической точки зрения выбор Чабахара очевиден – это единственный порт Ирана, имеющий непосредственный выход в Индийский океан, в то время как Бендер-Аббас расположен в узком Ормузском проливе, имеющем стратегическое значение для международной торговли. Кроме того, Чабахар, расположенный ближе к Индии, выведен из-под санкций США, что делает его более привлекательным для Индии", – отмечали ранее в своем докладе "Путь на восток: развитие евразийских транспортных коридоров" аналитики Института проблем естественных монополий.
Впрочем, Бендер-Аббас также не остается без внимания. Один из крупнейших торговых портов Шахид-Раджаи, входящий в структуру Бендер-Аббаса, за последние 1,5 года увеличил свою перерабатывающую способность на 20%.
Всего в развитие портовой инфраструктуры Иран планирует в ближайшие годы вложить около $24 млрд, почти половину которых должны предоставить частные инвесторы. Цель – за пять лет удвоить перевалочные мощности портов.
Одновременно с развитием портов строятся железные дороги. Уже в ближайшее время еще один входящий в МТК Север – Юг порт Бендер-Энзели планируется соединить с железнодорожной станцией Решт. Длина новой ветки составит 37 км.
В мае 2023 года Россия и Иран подписали межправительственное соглашение о строительстве 160-километрового участка железной дороги Решт – Астара. Общая стоимость проекта оценивается в $1,7 млрд, большая часть которых будет предоставлена в рамках межгосударственного кредита.
Завершение работ запланировано на 2028 год. Пуск этого участка позволит организовать сквозное железнодорожное сообщение между иранскими портами, что упростит и удешевит логистику. Сейчас срок доставки значительно увеличивается из-за необходимости перегрузки с одного вида транспорта на другой.
Также продолжается строительство линии Доруд – Хорремабад – Эндимешк длиной 333 км, которая войдет в иранскую часть МТК Север – Юг и соединит провинцию Лурестан с сетью железных дорог страны.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок |
10.04.2024 |