03-04-12 / 2012
Новости отрасли
Сеть терминально-логистических центров повысит конкурентоспособность компании

Правление ОАО «РЖД» вчера одобрило «Концепцию создания терминально-логистических центров (ТЛЦ) на сети ОАО «РЖД». В двухмесячный срок будет разработан детальный план реализации её мероприятий.

Как отметил, открывая заседание, глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин, создание центров позволит увеличить как конкурентоспособность компании, так и качество обслуживания клиентов, появится возможность эффективного использования имущественного комплекса и инфраструктуры. Кроме того, концепция укладывается в русло транспортной политики страны, ее геополитической составляющей.

Вице-президент компании Салман Бабаев напомнил, что большинство объектов терминально-складского комплекса РЖД создавалось в условиях плановой экономики для обслуживания строительства крупных объектов, оборонных нужд и износ основных фондов достиг 85%. При этом за последнюю четверть века в несколько раз снижены объемы переработки грузов в местах общего пользования. Компания фактически ушла с рынка мелких отправок. Но в целом рыночная и экономическая ситуация благоприятна для создания современной терминально-логистической инфраструктуры.

Как ожидается, услуги центров будут наиболее привлекательны для дорогих высокотехнологичных грузов, комплектующих, товаров повседневного спроса (особенно в международном сообщении).

Объем целевого рынка оценивается на уровне 250-300 млн тонн в год. Салман Бабаев высказался о целесообразности постепенного прекращения перевалки контейнеров на подъездных путях. Компания по сути должна выступать как перевозчик вагонов, то есть принимать к перевозке не сам контейнер, а подвижной состав, груженный контейнером. Исходя из этого места общего пользования в результате реформы должны перейти в статус мест необщего пользования.

Дирекция по управлению терминально-складским комплексом и созданное ОАО "РЖД-Логистика" должны, очевидно, стать единой дочерней компанией, которая будет предоставлять услуги доставки "от двери до двери", хранения, грузовых работ и формирования на своих объектах поездов, следующих между терминалами по расписанию.

Начальник Центральной дирекции управления движением Павел Иванов сообщил, что для повышения привлекательности логистических услуг организуется движение грузовых поездов по твердым "ниткам" графика. При создании центров будет организовано их единое технологическое взаимодействие, а также станций, хозяйствующих субъектов и контролирующих органов.

В числе первоочередных объектов в концепции выделяется опорная сеть из 10 центров суммарной мощностью переработки более 70 млн тонн в год. Всего на сети ОАО "РЖД" будет создано 46 таких центров. Из них в первой очереди - 18, а во второй - 28 ТЛЦ. Главной их особенностью станет открытость и доступность для всех без исключения участников транспортной цепочки.

Как подчеркнул первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов, создавать новые структуры необходимо с максимальным использованием существующей сети терминалов "ТрансКонтейнера", чтобы избежать дублирования. Создание такой сети представляет собой по существу национальный проект формирования терминально-логистической инфраструктуры.

Представитель Минрегиона Андрей Фатхуллин считает, что было бы правильно увязать все логистические центры РЖД с учетом стратегий развития федеральных округов и регионов. И тогда будет видна перспектива их развития и загрузки и можно спрогнозировать будущий рост объемов товарооборота.

Общий объем необходимых инвестиций для создания опорной сети ТЛЦ составляет, по предварительным оценкам, более 360 млрд руб. А стоимость всей первой очереди - около 560 млрд руб.

При этом ОАО "РЖД" заинтересовано в финансовом участии в создании сети как государства, так и частных инвесторов, говорилось на заседании правления.

Как отметил президент Гильдии экспедиторов Семен Резер, важно, чтобы центр управлялся единой и независимой юридической структурой, действующей на принципах государственно-частного партнерства. Структура должна функционировать в соответствии с европейскими стандартами. Поэтому следует разработать нормативные акты, которые бы регулировали деятельность центров, и типовые контракты как с пользователями услуг, так и с логистическими операторами.

Концепция будет направлена в Минтранс, Минрегион, Росжелдор, ФТС, предложено также создать межведомственную рабочую группу для выработки согласованной программы (или генеральной схемы) развития терминально-логистических центров.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.04.12Прагматизм подхода