18-10-16 / 2016
Новости отрасли
Сервис притягивает грузы

За 9 месяцев на сети было погружено 911,6 млн тонн, это на 1,3 выше, чем за аналогичный период 2015 года. Превысить прошлогодний уровень погрузки удалось прежде всего за счет увеличения объемов низкодоходных грузов, главным образом каменного угля и строительных материалов.

Привлекать дополнительные объемы погрузки на железные дороги удается за счет совместной работы с региональными органами власти. При этом на железных дорогах уменьшились перевозки высокодоходных грузов. Это обусловлено не только негативными экономическими факторами, но и изменяющимися предпочтениями клиентов, которые все чаще переводят свой груз на альтернативные виды транспорта.

В целом с января по сентябрь объемы перевозок грузов, относящихся к высокодоходному сегменту, снизились на 4,3%. Основную роль в этом сыграл уход нефтяной номенклатуры на трубопроводный транспорт. В результате перевозки нефтепродуктов за тот же период сократились на 7,4%. Что же касается предъявления черных металлов, то снижение их не так велико – всего на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Вместе с тем следует отметить существенный рост (на 37%) объемов перевозок черных металлов в полувагонах АО "ФГК". По данным департамента по перевозкам этой компании, он связан с наращиванием погрузки продукции крупнейших предприятий металлургической промышленности, таких как "Тулачермет", Выксунский металлургический завод, Челябинский и Нижнетагильский меткомбинаты, а также "Северсталь" и НЛМК. И, безусловно, с высоким уровнем сервиса, предложенного грузоотправителям. Наибольший рост объема перевозок черных металлов в подвижном составе ФГК зафиксирован со станций Свердловской, Горьковской, Восточно-Сибирской и Московской дорог. Помимо этого, в три раза выросли перевозки черных металлов и на платформах данной компании.

Кроме того, следует отметить, что на сети дорог увеличились перевозки цветных металлов и изделий из них, машин и оборудования, сельхозмашин, а также метизов, соответственно на 4,3%, 14,4%, 8,7% и 5,4%. Все эти грузы относятся к высокодоходному сегменту. Среднедоходные, как и низкодоходные грузы, показали прибавку с начала года на 4,1%. Среди них отметим рост зерна, химических и минеральных удобрений, лесных грузов – на 4,4%, 3,3% и 7,7%. В низкодоходном сегменте обращает на себя внимание стабильный рост строительной продукции при заметном снижении погрузки цемента: в январе – сентябре на 5,4% и на 6,1% в сентябре.

На местах частично компенсировать потери высокодоходного сегмента позволяет проводимая совместно с региональными органами власти работа по привлечению дополнительных грузов. Так, на Западно-Сибирской дороге большая прибавка получена за счет зерна, продуктов перемола и комбикормов. На Свердловской дороге с начала года с автотранспорта удалось вернуть на рельсы 357 тыс. тонн грузов, и во многом тоже благодаря активной совместной работе с руководителями регионов.

Среди дорог бесспорным лидером по динамике роста погрузки в этом году стала Октябрьская магистраль. В сентябре там прибавили в объемах на 7,1%, по итогам 9 месяцев – на 9,9%. Однако в том же сентябре прошлогодний уровень объемов погрузки удалось по большому счету превысить, помимо Октябрьской, лишь трем дорогам – Горьковской, Западно-Сибирской и Красноярской – на 3,1%, 2,3% и 0,9%. Практически на прошлогодней отметке оказались объемы погрузки на Приволжской, Восточно-Сибирской, а также Калининградской магистралях. Среди аутсайдеров минувшего месяца назовем четыре магистрали – Северную, Московскую, Забайкальскую и Дальневосточную. В целом же по сети погрузка в сентябре оказалась ниже прошлогодней на 1,4%.

Более обнадеживающей выглядит ситуация с выполнением плана по погрузке по итогам января – сентября. Хотя, как уже отмечалось выше, уровень погрузки 2015 года удалось превзойти в основном за счет низкодоходных номенклатур. И, помимо Октябрьской, он превышен сразу на восьми дорогах – Московской, Горьковской, Северо-Кавказской, Юго-Восточной, Свердловской, Южно-Уральской, Западно-Сибирской и Красноярской. В отстающих, так же как и в сентябре, – Северная, Забайкальская и Дальневосточная, а также Восточно-Сибирская и Куйбышевская.

В то же время на дорогах Восточного полигона наблюдается устойчивая положительная динамика по грузообороту. Так, в сентябре этот показатель с учетом пробега порожних вагонов на Восточно-Сибирской и Забайкальской вырос на 6,7% и 4,5%, по итогам девяти месяцев – на 9% и 5,1%. Отметим рост этого показателя в сентябре также на Октябрьской и Западно-Сибирской – на обеих на 3,1%, Красноярской – на 4,7%, а с начала года – на той же Красноярской, Южно-Уральской, Северо-Кавказской и Дальневосточной – на 8,5%, 2%, 2,7% и 4,3%. В то же время заметное снижение грузооборота по итогам 9 месяцев зафиксировано на Куйбышевской, Московской, Северной и Горьковской магистралях – на 5,2%, 6,3%, 3,9% и 3,2%.

Такие результаты обусловлены прежде всего продолжающейся тенденцией, связанной с концентрацией основных грузопотоков в направлениях на крупные морские гавани страны.

На 2% увеличилась и выгрузка, в том числе в портах Октябрьской дороги – на 8% к прошлогоднему уровню, в частности, на станции Мурманск – на 22%, причем выгрузка угля там выросла в 1,4 раза. А на станции Лужская выгрузка увеличилась на 9%, в том числе угля – на 6%, а удобрений – в 1,6 раза.

С учетом перспективных планов грузоотправителей компания "РЖД" большое внимание уделяет увеличению пропускных способностей на основных грузообразующих направлениях сети дорог. Так, на Свердловской магистрали реализуется инфраструктурный проект, связанный с развитием железнодорожной линии Тобольск – Сургут – Коротчаево. По итогам пятилетней работы здесь будет введено в эксплуатацию 190 км вторых путей на 16 перегонах, заработают также 12 постов ЭЦ. Увеличение пропускной способности на этом направлении позволит уже в текущем году обеспечить вывоз 26 млн тонн различных грузов, что на 63% превысит уровень четырехлетней давности.

Параллельно на дороге совершенствуется и система управления парком инновационных локомотивов 2ЭС6 и 2ЭС10. Расширение практики вождения тяжеловесных поездов позволило увеличить на 9% количество составов весом 9 тыс. тонн, повысить на 60 тонн средний вес поезда и на 28 тыс. ткм-брутто – производительность локомотива.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок18.10.2016