09-12-20 / 2020
Новости отрасли
Сертификация по единым правилам

Европейские железнодорожные компании переходят на новые технические стандарты

В начале ноября во всех европейских государствах – членах ЕС вступил в силу технический блок (technical pillar) четвертого железнодорожного пакета Евросоюза, который в текущем году переносили из-за экономических и технологических проблем, возникших на фоне пандемии COVID-19. С этого момента European Union Agency for Railways (Железнодорожное агентство Евросоюза, ERA) стало единым органом по сертификации операторов поездов и подвижного состава, используемых в международных перевозках, а также по утверждению путевого оборудования ERTMS (Европейская система управления движением поездов).

Технический блок четвертого железнодорожного пакета ЕС направлен на взаимное признание единых сертификатов на подвижной состав, чтобы устранять технические препятствия, ведущие к расхождениям в национальных стандартах и процедурах для компаний – операторов и изготовителей железнодорожной техники.

Согласно документу из-за наличия противоречий в процессе сертификации на уровне ЕС и в отдельных государствах-членах на практике возникают сложности. Такие технические и административные препятствия не дают новым компаниям – производителям подвижного состава или железнодорожной техники выйти на рынок. В частности, сертификация в ЕС может занимать более двух лет, а расходы на получение разрешения на эксплуатацию техники могут составлять до 10?% затрат от выпуска. Из-за этого новые игроки оказываются неконкурентоспособными.

Процедура осложняется еще и тем, что даже когда подвижной состав прошел сертификацию на уровне ЕС, он должен пройти ее и в тех странах, где будет работать.

После принятия технической части железнодорожного пакета ERA будет заниматься выпуском разрешений и сертификатов, подтверждающих безопасность того или иного оператора, что ускорит и облегчит прохождение этих процедур. При этом такие сертификаты будут действовать на всей территории ЕС. ERA также будет в целом следить за безопасностью перевозок и обеспечит совместимость оборудования ERTMS.

По мнению членов Еврокомиссии, упрощение и ускорение процедур сертификации будет содействовать усилению конкурентоспособности европейского железнодорожного сектора и созданию нормативно-правовой базы Единой европейской железнодорожной зоны (Single European Railway Area, SERA), в которой потребителю будут гарантированы качественные услуги по конкурентоспособным ценам.

Основным в нормативно-правовой базе также должен стать принцип одного окна для всех обращений по поводу получения разрешений на эксплуатацию и сертификации безопасности.

Согласно первоначальным планам, все государства-члены должны были до 16 июня 2019 года включить директивы technical pillar в национальное законодательство с учетом возможности по запросу продления этих сроков до 16 июня 2020 года. Однако из-за экономических последствий пандемии срок был снова передвинут на 3,5 месяца.

Таким образом, 31 октября стало официальным крайним сроком для включения государствами – членами ЕС technical pillar во внутреннее законодательство.

"С момента начала работы в июне 2019 года в роли европейского органа власти приняли более 1 тыс. решений и сертифицировали более 10 тыс. единиц подвижного состава. Распространяя нашу компетенцию на весь ЕС, мы переходим на следующий уровень на пути к единому европейскому железнодорожному пространству", – отметил исполнительный директор ERA Йозеф Доппельбауэр.

Изначально крайний срок перенесли, потому что только девять стран – членов ЕС, среди которых оказалась Финляндия, выполнили обязательства в 2019 году.

Как сообщил "Гудку" советник по железнодорожному транспорту Министерства транспорта и коммуникаций Финляндии Ристо Саари, еще в 2019 году страна внедрила на национальном уровне все директивы, включенные в четвертый железнодорожный пакет ЕС.

"Финляндии не потребовался предлагаемый дополнительный трехмесячный срок. Мы понимаем, что произошли непредвиденные обстоятельства, из-за которых некоторые страны не смогли уложиться в новый график. Но нужно понимать, что это важно для всего европейского рынка и в будущем принесет свои плоды", – отметил он.

Еще пять стран, в частности Латвия, преуспели в переносе Технического компонента к крайнему сроку – июнь 2020 года.

Остальные 14 государств завершили или проводят финальные процедуры по внедрению.

По словам еврокомиссара по вопросам мобильности и транспорта Адины Вэлеан, полная реализация четвертого железнодорожного пакета на территории всего ЕС является ключом к развитию железнодорожного транспорта.

"Я рассчитываю на то, что государства-члены, которые не закончили финальные процедуры, сделают все возможное для выполнения этого обязательства в ближайшее время. Мы делаем железнодорожный транспорт более эффективным, безопасным, доступным по цене и, следовательно, более конкурентоспособным по сравнению с другими видами транспорта. Это большой шаг на нашем пути к декарбонизации транспортной отрасли Европы и повышению привлекательности железных дорог в преддверии 2021 года – Европейского года железных дорог", – резюмировала она.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152009.12.2020