18-05-12 / 2012
Новости отрасли
Сергей Генералов продает последний крупный актив - группу FESCO

Российский транспорт покидает один из самых известных бизнесменов. Сергей Генералов ведет с группой "Сумма" Зиявудина Магомедова переговоры о продаже FESCO, владеющей портом во Владивостоке, крупным морским флотом и несколькими железнодорожными компаниями. Сумма сделки может составить около $1 млрд. Это последний крупный актив Сергея Генералова, в результате у него останутся лишь небольшие компании по продаже авиатренажеров и авиатакси. Новых вложений от бизнесмена его коллеги ожидают уже в Европе, а не в России.

Группа "Сумма" ведет переговоры с Сергеем Генераловым о выкупе принадлежащих ему через компанию "Промышленные инвесторы" 56% акций транспортной группы FESCO (ОАО "Дальневосточное морское пароходство", ДВМП), рассказали два источника "Ъ" на рынке. На этой неделе "Сумма" подала соответствующее ходатайство в ФАС, завершение переговоров намечено на середину июня. До этого момента покупатель должен провести due diligence активов, после чего начнется обсуждение конечной цены сделки. В "Сумме" от комментариев отказались. Сергей Генералов через пресс-службу передал "Ъ", что "не комментирует незавершенные сделки".

В периметр продажи могут попасть все активы FESCO (ее выручка в 2011 году составила $1 млрд, EBITDA - $225 млн). Это Владивостокский морской торговый порт (специализируется на перевалке контейнеров, металлов и автомобилей), морской торговый флот (49 судов, включая четыре ледокола), железнодорожная компания "Русская тройка" (50%, еще 50% у ОАО РЖД), крупнейший на Дальнем Востоке оператор рефрижераторных контейнеров "Дальрефтранс", около 20% акций "Трансконтейнера", логистические и экспедиторские компании.

Более того, в сделку войдет железнодорожный оператор "Трансгарант", которого должен был купить "Нефтетранссервис (НТС)" братьев Аминовых (см. "Ъ" от 11 мая). В декабре 2011 года FESCO выставила "Трансгарант" на продажу. "ВТБ Капитал" несколько месяцев собирал заявки с претендентов, а 8 мая 2012 года НТС был объявлен победителем конкурса (предложил около $350 млн). Теоретически у FESCO есть право разорвать уже подписанный договор о продаже актива, говорит собеседник "Ъ", - в этом случае НТС получит около $25 млн компенсаций. В НТС комментировать ситуацию отказываются.

Рыночная капитализация FESCO вчера оставляла $860 млн, хотя после допэмиссии 25% акций в июле 2008 года она превышала $3 млрд. Источники "Ъ", знакомые с ходом сделки, говорят, что сейчас за 56% акций FESCO "Сумма" может заплатить около $1 млрд. При этом группе, скорее всего, придется выставить обязательную оферту по выкупу бумаг у остальных акционеров (13% акций принадлежат самой FESCO). Крупнейшими миноритариями ДВМП являются фонд East Capital (7,1%) и ЕБРР (3,7%), еще 20% обращаются на рынке. Получается, что они могут получить за свои активы как минимум вдвое больше их текущей стоимости, но меньше того, что было потрачено. Например, ЕБРР, который в 2008 году купил пакет за $120 млн, в случае исполнения оферты получит всего около $43,4 млн. Финансировать сделку будет Сбербанк, говорит собеседник "Ъ".

Владельцы и менеджеры "Суммы" всегда говорили, что транспорт - приоритетное инвестиционное направление группы. Но сейчас совместно с "Транснефтью" ей принадлежит только контрольный пакет Новороссийского морского торгового порта (НМТП) и несколько небольших железнодорожных активов. "С покупкой FESCO у группы появится возможность сделать ленд-шипинговую компанию, а также выстроить сквозные цепочки по схеме порт - железная дорога - порт и предоставить новый для России транзитный сервис", - говорит источник "Ъ", знакомый с планами группы. При этом он подчеркивает, что никаких планов по объединению FESCO с НМТП у "Суммы" нет.

FESCO - последний крупный актив Сергея Генералова. В начале - середине 2000-х он контролировал машиностроительные и угольные компании, сахарные заводы и холдинг "Русский алкоголь". Но все они давно проданы. Решение о выходе господина Генералова из транспортного бизнеса может быть связано с неудачной попыткой консолидации "Трансконтейнера", на базе которого предприниматель хотел создать глобального контейнерного оператора (по схеме судно - порт - железная дорога - автотранспорт).

Именно Сергея Генералова называют одним из основных лоббистов IPO "Трансконтейнера" в 2010 году. Тогда бизнесмен купил 12,5% из около 35% размещенных акций. После этого господин Генералов докупал акции, зачастую дороже рынка.

В итоге он довел свою долю до 20% и выставил на продажу универсального железнодорожного оператора "Трансгарант", чтобы получить деньги на покупку у ОАО РЖД еще минимум 25% акций "Трансконтейнера". Но принятие решения о дальнейшей продаже акций компании затянулось, и в ОАО РЖД уже говорят о том, что бумаги не следует продавать совсем. "Это разрушило планы Сергея Генералова по глобальному контейнерному оператору, и он решил выйти из FESCO", - говорит собеседник "Ъ".

На рынке Сергея Генералова характеризуют как профессионального инвестора, который "умеет продавать свои активы дорого". "Обычно Сергей входит в активы на три-четыре года. Также изначально планировалось и с FESCO", - говорит знакомый предпринимателя.

Три-четыре года было предельным сроком для большинства активов экс-министра энергетики и бывшего сотрудника ЮКОСа (подробнее см. справку). Однако в ДВМП Сергей Генералов задержался - он получил контроль над компанией в 2002 году.

После продажи FESCO в группе "Промышленные инвесторы" Сергея Генералова останется всего три небольших проекта. Среди них - авиакомпания Dexter, позиционирующая себя как авиатакси, 80% в Морском банке, а также 25% в компании "Транзас", которая производит бортовое оборудование для морских и воздушных судов, навигационные комплексы и тренажеры для обучения пилотов. Доля в "Транзасе" была куплена в 2011 году. "Он увлечен бизнесом "Транзаса". Наверняка часть полученных от FESCO денег будет вложена в покупку конкурентов или логичных для расширения производства бизнесов", - говорит человек из окружения Сергея Генералова.

Глава агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев полагает, что "Транзас" может рассчитывать на увеличение продаж. "Реализация тренажеров для вертолетов растет вместе с производством этой техники. Кроме того, "Транзас" единственный в России освоил производство тренажера для иностранных самолетов (ATR). Это открывает перспективы как внутри России, так и за ее пределами - на мировом рынке наши тренажеры пока составляют менее 2% от общего количества", - поясняет эксперт. Но этот бизнес не требует столь масштабных инвестиций, как выручка от продажи FESCO. Знакомый Сергей Генералова говорит, что деньги могут пойти на покупку европейских активов в транспорте (судоходном бизнесе) или высокотехнологичного производства, которые могут быть выставлены на продажу из-за сложной экономической ситуации в Европе.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсант18.05.12Сергей Генералов не удержался на плаву