Накануне стороны согласовали вопросы электронного обмена информацией о контейнерных перевозках. Как рассказал "Гудку" начальник департамента корпоративной информации РЖД А. Илларионов, российские и китайские железнодорожники начинают работу с электронными формами перевозочных документов. Пока электронный обмен данными между РЖД и сетью дорог КНР ограничится данными в объеме грузовой накладной.
Отметим, что соглашение, подписанное 20 марта В. Якуниным и министром железных дорог Китая Лю Чжицзюнем, не исключает использования бумажных версий документа. Однако, по словам Илларионова, эффективность нового режима очевидна. Технологии электронного обмена позволяют более чем вдвое сократить время на передачу поезда через погранпереходы.
М. Ганелин ("Центр Инвест") считает, что соглашение об электронном обмене данными вполне укладывается в общую стратегию государства по унификации международных документов. "Экспорт и импорт в разных странах по-разному учитывается, существуют, например, различия в кодировке товаров, - заявил он "Гудку". - В настоящее время МЭРТ стремится унифицировать экспортно-импортные движения товаров с другими странами. РЖД смогут оперативнее реагировать на спрос, оптимально планировать парк вагонов для международных перевозок. У компании пока много проблем в сфере компьютеризации перевозочной технологии, и их решение повысит качество управления в долгосрочном плане и приведет к снижению управленческих расходов. В перспективе должен быть осуществлен переход на полностью безбумажную технологию, но это необходимо делать не только с Китаем, но и с другими странами, добавил Ганелин.
"Насколько быстро мы перейдем к полному электронному документообороту, так называемой электронной грузовой накладной, покажет время, - говорит Илларионов. - Это зависит от того, как быстро будут формализованы детали с контролирующими органами, в первую очередь, таможенными. На конференции во Владивостоке руководитель таможенной службы пообещал транзитным контейнерным перевозкам режим наибольшего благоприятствования. И тем не менее я затрудняюсь назвать конкретные сроки перехода на электронный документооборот".
Директор "Трансконтейнера" П. Баскаков уверен, что соглашение об электронном документообороте и договор о взаимном обороте контейнеров с железными дорогами КНР значительно повышают уровень сервиса при обслуживании грузов на Транссибе. Договор о взаимном обороте контейнеров в экспортно-импортном сообщении Якунин и Лю Чжицзюнь должны подписать сегодня. Он будет регламентировать использование на сети РЖД и КНР 20-футовых и 40-футовых контейнеров, принадлежащих операторам двух стран. Оператором по пользованию китайскими контейнерами на территории России назначена компания "Трансконтейнер".
"Я пока не могу сказать, что в результате подписанного договора поток контейнерных грузов на Транссиб из Китая резко увеличится, - заявил "Гудку" Баскаков. - Польза этого документа в другом. Подписав договор о взаимном использовании крупнотоннажных контейнеров с ускоренной процедурой оформления поездов, мы, по сути, предложили рынку новый полноценный сервис. До сих пор из Китая по Транссибу контейнерные поезда не ходили, отдельные контейнерные грузы привлекали на маршрут частные операторы. Мы намерены продавать новую услугу. Причем не только в России, но и в Китае. Электронная таможенная декларация будет поступать нашему агенту из Пекина, что позволит в несколько раз сократить по времени процедуру пропуска контейнерного поезда через погранпереход Забайкальск-Маньчжурия. Уверен, что новый сервис будет востребован и на Транссибе. Первый контейнерный поезд мы планируем запустить по маршруту Пекин-Москва. На очереди - контейнерные маршруты в центр России - Иркутск и Екатеринбург".
В договоре специально оговаривается, что обе стороны начнут работу с федеральными органами власти в России и Китае по созданию конкурентных тарифных условий для увеличения контейнерных перевозок в межгосударственном сообщении.
"Начинается конкурентная борьба за контейнерные перевозки из Китая, - отмечает президент Гильдии экспедиторов РФ С. Резер. - У российских частных операторов уже заключены подобные договоры с китайскими железными дорогами. Они также имеют в Китае своих представителей, что позволяет им привлекать грузы. Но в Китае миллионы контейнеров, огромная грузовая база, их на всех хватит". Однако, по оценке Резера, пока в конкуренции выигрывают моряки.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
"Гудок" | 21.03.2006 | "Финский подход к китайским контейнерам" |