Сегодня в Хабаровске начала работу Ассамблея начальников железных дорог, посвященная ряду актуальных вопросов третьего этапа реформирования. Очень характерно, что на первой ассамблее, в марте 1992 года, речь также шла о реформе. Именно тогда в Санкт-Петербурге были в комплексном виде впервые сформулированы предложения по переводу железнодорожного транспорта на рыночные рельсы. Сегодня в отрасли стоит задача реализовать завершающий комплекс мероприятий правового, структурного и технологического характера, от выполнения которых зависит эффективная настройка созданных за годы реформ новых производственных отношений. При этом один из центральных вопросов нынешнего этапа состоит в определении оптимального сочетания вертикалей и горизонталей управления в холдинге "РЖД".
Эта проблема всегда была важнейшей на сети железных дорог нашей страны как в советское, так и еще в дореволюционное время, прежде всего в силу их большой протяженности. И одним из главных системообразующих факторов на магистралях долгие десятилетия являлся институт начальников дорог, служивший, без преувеличения, костяком, основой, фундаментом железнодорожного транспорта.
С выделением из ОАО "РЖД" дочерних компаний и образованием вертикальных отраслевых дирекций общая структурная ситуация принципиально изменилась. Но потребность в сильном и полномочном звене, координирующем деятельность различных подразделений на региональном уровне, то есть по горизонтали, никуда не уходит, а скорее, напротив, усиливается. На дорогах уже действуют десятки подразделений дирекций и "дочек", которые непосредственно участвуют в перевозочном процессе и принадлежат не только разным структурам, но и собственникам. И если такие организации окажутся связанными друг с другом лишь через свои центральные аппараты, неизбежно будет возникать непредсказуемое множество технологических нестыковок, финансовых потерь и, безусловно, рисков в сфере безопасности движения. Этого нельзя допустить. В то же время те нормативные и структурные формы, которые целесообразно придать в обозримой перспективе дорожному уровню управления, пока еще в полной и детальной мере неясны. Их необходимо в ближайшее время окончательно выработать и опробовать на пилотных проектах. И очевидно, что главный вопрос о полномочиях и ответственности координирующей инстанции необходимо решать с позиций, прежде всего, управляемости производственных процессов, рационализации перевозочных технологий и, разумеется, оптимизации коммерческой деятельности.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 02.09.10 | Горизонталь |