01-10-10 / 2010
Новости отрасли
Сегмент перевозок строительных грузов начал восстанавливаться после кризисного провала. Причинами изменения ситуации является наметив...

Сегмент перевозок строительных грузов, похоже, начал понемногу восстанавливаться после кризисного провала. Стоит напомнить, что по итогам прошлого года падение погрузки данной номенклатуры составило 35%. Причиной изменения ситуации является не только наметившееся восстановление строительной отрасли в целом, но и главным образом поток бюджетных денег на сооружение объектов инфраструктуры в рамках подготовки к проведению в России ряда спортивных и политических мероприятий мирового уровня.

По итогам I квартала 2010 года прибавка у строительных грузов была крайне незначительной - всего 0, 8% к соответствующему показателю 2009, который, в свою очередь, оказался на 50% ниже, чем результат 2008 года.

Эксперты связывают низкий спрос на строительные материалы в январе-марте с аномально низкими температурами в зимние месяцы. Весной же наращивание грузовой базы по строительным грузам было обусловлено выделением средств из федерального бюджета, в частности, на строительство автодорог и поддержкой государством крупнейших строительных и металлургических предприятий.

Однако в апреле данная номенклатура вновь просела на 0, 5%, что говорило о продолжающейся в строительной отрасли стагнации. Ближе к лету ситуация начала постепенно меняться в лучшую сторону. В мае объем погрузки стройгрузов увеличился на 8, 1% к аналогичному месяцу 2009 года, а по итогам пяти месяцев он составил 47, 4 млн тонн с приростом к 2009 году на 2, 4%. Результаты шести месяцев продемонстрировали продолжение тенденции наращивания объемов перевозок строительных грузов. Согласно данным ОАО "РЖД" за I полугодие, увеличение их погрузки составило 5, 2%.

В июне и июле погрузка строй-грузов росла относительно аналогичных месяцев прошлого года опережающими темпами - 15% и 16% соответственно. В целом же с января по август 2010 года на российских железных дорогах погружено более 92 млн тонн строительных материалов и конструкций, причем в августе рост перевозок цемента и строительных грузов к аналогичному периоду прошлого года почти сравнялся и составил 11, 5% и 11, 3% соответственно. При этом стоит отметить, что внутренние перевозки строительных грузов в первой половине 2010 года выросли к аналогичному периоду 2009 года только на 2, 5%. Интересно также, что в международном сообщении векторы перевозок цемента и стройгрузов в текущем году оказались разнонаправленными. Ситуация с экспортом выглядит следующим образом: если объемы вывезенного цемента выросли на 48%, то строительных грузов было отправлено за границу на 0, 7% меньше, чем в прошлом году. В то же время импорт стройматериалов за полугодие увеличился на 32, 8%, а цемента, напротив, снизился на 15, 4%. Такой перепад связан с ростом внутреннего производства цемента и возобновлением строительства в регионах. При этом увеличение объемов импорта отмечалось как через припортовые станции, так и через сухопутные погран-переходы.

Олимпийские объемы

Как отмечают поставщики строительных грузов, в 2009 году активность наблюдалась в основном на объектах, финансируемых из госбюджета. Но и там было не все гладко. Перевозчики, задействованные в снабжении олимпийских стройплощадок, жаловались на массовый простой подвижного состава. Тем не менее сегодня, несмотря на сравнительно скромные темпы роста, налицо перелом негативной тенденции в погрузке строительных материалов. Положение в сфере железнодорожных перевозок полностью соответствует тенденциям на строительном рынке. Так, по данным Росстата, в целом по России снижение объема строительных работ в январе-июле 2010 года замедлилось до 3% с прошлогодних 19%. А в Москве строительство за семь месяцев текущего года выросло по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 17, 3%. В то же время до восстановления прежнего уровня поставок отрасли еще далеко. При этом спрос, возникший в летние месяцы, вызвал первое с начала кризиса повышение цен, правда, незначительное. Согласно исследованию, проведенному Ассоциацией строителей России совместно с Союзом инженеров-сметчиков, по состоянию на конец июля 2010 года цены на основные строительные материалы к декабрю 2009 года увеличились в среднем на 0, 43%. Больше всего за полгода подорожали арматура и керамический кирпич (на 25, 3 и 15% соответственно), а в лидерах снижения цен оказались щебень (-25, 8%) и строительный песок (-15, 8%).

Начальник управления логистики и маркетинга ООО "Нерудстром" Михаил Рытик искренне удивляется увеличению объемов перевозок строительных грузов летом текущего года. "Скорее всего, это "средняя температура по больнице". В Чувашской Республике и у соседей рост строительства незаметен. Но в южных регионах предприятия работают буквально в три смены, - отмечает он. - Туда вкладываются колоссальные деньги и, соответственно, завозятся строительные материалы".

И действительно, 26 августа ростовский филиал ПГК установил абсолютный рекорд среднесуточной погрузки во многом за счет стройгрузов. Одним из наиболее активных грузоотправителей в регионе стал Мостовской дробильно-сортировочный завод, который за сутки отправил 3, 7 тыс. тонн строительных грузов.

Как сообщили в пресс-службе ПГК, за январь-август текущего года компания перевезла более 2 млн тонн строительных грузов и цемента на станции Черноморского побережья. Основной объем отправлен в полувагонах (около 1, 5 млн тонн щебня и песка) и в цементовозах (438 тыс. тонн). По большей части погрузка осуществлялась на станциях Лабинская, Мостовская, Новороссийск назначением на станции Адлер, Веселое, Сочи и Лазаревская. Рекорды оператора тем значительнее, что с мая по сентябрь на СКЖД действует летний график движения пассажирских поездов, т. е. для них вводится максимальный приоритет. В ростовском филиале ПГК поясняют, что поставки во многом обеспечены взаимными договоренностями с руководством Северо-Кавказской железной дороги - магистраль выделила ПГК специальные "нитки" графика на наиболее сложном участке Туапсе - Адлер.

Как уже отмечал "Транспорт", сочинская Олимпиада - не единственный катализатор спроса на строительные грузы. Строительство инфраструктуры для форума АТЭС, который пройдет на острове Русский в 2012 году (подробнее см. "Проблема 2010" в "Транспорте" "№"11, 2009 г.), благоприятным образом сказывается на увеличении объемов погрузки Дальневосточной железной дороги. Как отмечают в территориальном центре фирменного транспортного обслуживания магистрали, по отношению к прошлому году на ряде станций в пределах Приморского края она возросла в четыре раза. В начале лета текущего года на новые объемы погрузки вышли железнодорожники Приморского края: в июне было отгружено около 1 тыс. вагонов инертных грузов, к началу августа их число достигло уже порядка 2, 1 тыс. вагонов. Но на Дальнем Востоке погружено только около 145 тыс. тонн строительных грузов, основная доля металлоконструкций и железобетонных изделий приходит с западных регионов РФ.

Статистика Горьковской железной дороги показывает, что погрузка строительных грузов на магистрали увеличилась в июле текущего года в 2, 7 раза, в августе - в 2, 8 раза по сравнению с аналогичными периодами 2009 года. Всего в январе-августе текущего года ГЖД погрузила без малого 2 млн тонн строительных грузов. Наблюдатели напрямую связывают это с активизацией работ по подготовке Казани к Универсиаде 2013 года (подробнее см. "Казань-2013: стартуют все" в "Транспорте" "№"б, 2010 г.)

Кто хочет сегодня поработать?

Однако успехи первых месяцев 2010 года выглядят внушительно исключительно благодаря низкой базе сравнения - спад отрасли по-прежнему достаточно глубок. Больше четверти из 6, 6 тыс. российских строительных организаций, принявших участие в проведенном Росстатом исследовании, оценивают ситуацию в отрасли как неудовлетворительную. Впрочем, результаты исследования также свидетельствуют о том, что средняя обеспеченность заказами в строительной отрасли в II квартале 2010 года составила пять месяцев, тогда как в I квартале - четыре месяца. Крупные строительные фирмы обеспечены заказами на более длительный срок (шесть месяцев), чем организации с численностью до 50 человек (три месяца).

Средний уровень загрузки производственных мощностей на предприятиях стройиндустрии в II квартале 2010 года составил 57% (в I квартале - 56%), причем 12% организаций имели уровень загрузки не более 30% и только 6% предприятий - свыше 90%. При этом объем работ, выполняемых по виду "строительство", в апреле-июне этого года вырос у 18% компаний (в I квартале - у 10%). Доля предприятий, у которых зафиксировано уменьшение объема строительных работ, снизилась в II квартале с 37% до 29%.

Наряду с этим компании - производители стройматериалов отмечают, что сегодня у них достаточно возможностей и ресурсов, чтобы удержать свои позиции на рынке. В ход идет гибкая система ценообразования, формирующая индивидуальный подход к каждому клиенту. Кроме того, поставщики стройматериалов, реагируя на кризисную ситуацию, оперативно переориентировались на платежеспособных клиентов, имеющих за плечами федеральную поддержку. По словам Михаила Рытика, компания "Неруд-стром", отдав предпочтение таким заказчикам, увеличила объемы перевозок в I квартале на 60% по отношению к прошлому году.

В производителей вселило определенный оптимизм увеличение заказов на щебень, обусловленное летними путевыми работами РЖД. Участники рынка также возлагают большие надежды на увеличение государственного финансирования строительства автодорог, в результате чего работа могла бы войти в привычное русло. Но тогда, возможно, снова встанет вопрос о своевременной подаче вагонов под погрузку.

Специальные перспективы

По мнению вице-президента ОАО "РЖД" Вячеслава Лемешко, в И полугодии произойдет замедление динамики роста объемов грузоперевозок, поскольку эффект "низкого старта" уже не будет играть такую заметную роль, как в начале года. Тенденция во многом справедлива, в частности, для грузов, перевозимых в интересах стройиндустрии. А как показало исследование Росстата, в III квартале 2010 года 75% руководителей строительных организаций не ожидают изменения экономической ситуации в строительстве, 6% ожидают ее ухудшения и 19% считают, что она улучшится. Рискнем предположить, что многие из этих 19% имеют заказы на государственных инфраструктурных объектах, поскольку стройка на острове Русский, в Казани и Сочи в ближайшее время примет характер настоящей гонки.

ЛИДЕРЫ СЕГМЕНТА

ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ПЕРЕВОЗОК строительных грузов в России обеспечивает "Первая грузовая компания". За I полугодие 2010 года ПГК перевезла 8, 5 млн тонн грузов данной номенклатуры (около 10% совокупного объема погрузки на сети РЖД), что, правда, на 6, 8% меньше показателя 2009 года.

"Трансгарант", входящий в группу FESCO, за тот же период перевез в собственном и арендованном подвижном составе 663 тыс. тонн щебня, обеспечив рост к прошлому году в 2, 4 раза.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт20.09.10Затяжной подъем