Сегмент перевозок строительных грузов, похоже, начал понемногу восстанавливаться после кризисного провала. Стоит напомнить, что по итогам прошлого года падение погрузки данной номенклатуры составило 35%. Причиной изменения ситуации является не только наметившееся восстановление строительной отрасли в целом, но и главным образом поток бюджетных денег на сооружение объектов инфраструктуры в рамках подготовки к проведению в России ряда спортивных и политических мероприятий мирового уровня.
По итогам I квартала 2010 года прибавка у строительных грузов была крайне незначительной - всего 0, 8% к соответствующему показателю 2009, который, в свою очередь, оказался на 50% ниже, чем результат 2008 года.
Эксперты связывают низкий спрос на строительные материалы в январе-марте с аномально низкими температурами в зимние месяцы. Весной же наращивание грузовой базы по строительным грузам было обусловлено выделением средств из федерального бюджета, в частности, на строительство автодорог и поддержкой государством крупнейших строительных и металлургических предприятий.
Однако в апреле данная номенклатура вновь просела на 0, 5%, что говорило о продолжающейся в строительной отрасли стагнации. Ближе к лету ситуация начала постепенно меняться в лучшую сторону. В мае объем погрузки стройгрузов увеличился на 8, 1% к аналогичному месяцу 2009 года, а по итогам пяти месяцев он составил 47, 4 млн тонн с приростом к 2009 году на 2, 4%. Результаты шести месяцев продемонстрировали продолжение тенденции наращивания объемов перевозок строительных грузов. Согласно данным ОАО "РЖД" за I полугодие, увеличение их погрузки составило 5, 2%.
В июне и июле погрузка строй-грузов росла относительно аналогичных месяцев прошлого года опережающими темпами - 15% и 16% соответственно. В целом же с января по август 2010 года на российских железных дорогах погружено более 92 млн тонн строительных материалов и конструкций, причем в августе рост перевозок цемента и строительных грузов к аналогичному периоду прошлого года почти сравнялся и составил 11, 5% и 11, 3% соответственно. При этом стоит отметить, что внутренние перевозки строительных грузов в первой половине 2010 года выросли к аналогичному периоду 2009 года только на 2, 5%. Интересно также, что в международном сообщении векторы перевозок цемента и стройгрузов в текущем году оказались разнонаправленными. Ситуация с экспортом выглядит следующим образом: если объемы вывезенного цемента выросли на 48%, то строительных грузов было отправлено за границу на 0, 7% меньше, чем в прошлом году. В то же время импорт стройматериалов за полугодие увеличился на 32, 8%, а цемента, напротив, снизился на 15, 4%. Такой перепад связан с ростом внутреннего производства цемента и возобновлением строительства в регионах. При этом увеличение объемов импорта отмечалось как через припортовые станции, так и через сухопутные погран-переходы.
Олимпийские объемы
Как отмечают поставщики строительных грузов, в 2009 году активность наблюдалась в основном на объектах, финансируемых из госбюджета. Но и там было не все гладко. Перевозчики, задействованные в снабжении олимпийских стройплощадок, жаловались на массовый простой подвижного состава. Тем не менее сегодня, несмотря на сравнительно скромные темпы роста, налицо перелом негативной тенденции в погрузке строительных материалов. Положение в сфере железнодорожных перевозок полностью соответствует тенденциям на строительном рынке. Так, по данным Росстата, в целом по России снижение объема строительных работ в январе-июле 2010 года замедлилось до 3% с прошлогодних 19%. А в Москве строительство за семь месяцев текущего года выросло по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 17, 3%. В то же время до восстановления прежнего уровня поставок отрасли еще далеко. При этом спрос, возникший в летние месяцы, вызвал первое с начала кризиса повышение цен, правда, незначительное. Согласно исследованию, проведенному Ассоциацией строителей России совместно с Союзом инженеров-сметчиков, по состоянию на конец июля 2010 года цены на основные строительные материалы к декабрю 2009 года увеличились в среднем на 0, 43%. Больше всего за полгода подорожали арматура и керамический кирпич (на 25, 3 и 15% соответственно), а в лидерах снижения цен оказались щебень (-25, 8%) и строительный песок (-15, 8%).
Начальник управления логистики и маркетинга ООО "Нерудстром" Михаил Рытик искренне удивляется увеличению объемов перевозок строительных грузов летом текущего года. "Скорее всего, это "средняя температура по больнице". В Чувашской Республике и у соседей рост строительства незаметен. Но в южных регионах предприятия работают буквально в три смены, - отмечает он. - Туда вкладываются колоссальные деньги и, соответственно, завозятся строительные материалы".
И действительно, 26 августа ростовский филиал ПГК установил абсолютный рекорд среднесуточной погрузки во многом за счет стройгрузов. Одним из наиболее активных грузоотправителей в регионе стал Мостовской дробильно-сортировочный завод, который за сутки отправил 3, 7 тыс. тонн строительных грузов.
Как сообщили в пресс-службе ПГК, за январь-август текущего года компания перевезла более 2 млн тонн строительных грузов и цемента на станции Черноморского побережья. Основной объем отправлен в полувагонах (около 1, 5 млн тонн щебня и песка) и в цементовозах (438 тыс. тонн). По большей части погрузка осуществлялась на станциях Лабинская, Мостовская, Новороссийск назначением на станции Адлер, Веселое, Сочи и Лазаревская. Рекорды оператора тем значительнее, что с мая по сентябрь на СКЖД действует летний график движения пассажирских поездов, т. е. для них вводится максимальный приоритет. В ростовском филиале ПГК поясняют, что поставки во многом обеспечены взаимными договоренностями с руководством Северо-Кавказской железной дороги - магистраль выделила ПГК специальные "нитки" графика на наиболее сложном участке Туапсе - Адлер.
Как уже отмечал "Транспорт", сочинская Олимпиада - не единственный катализатор спроса на строительные грузы. Строительство инфраструктуры для форума АТЭС, который пройдет на острове Русский в 2012 году (подробнее см. "Проблема 2010" в "Транспорте" "№"11, 2009 г.), благоприятным образом сказывается на увеличении объемов погрузки Дальневосточной железной дороги. Как отмечают в территориальном центре фирменного транспортного обслуживания магистрали, по отношению к прошлому году на ряде станций в пределах Приморского края она возросла в четыре раза. В начале лета текущего года на новые объемы погрузки вышли железнодорожники Приморского края: в июне было отгружено около 1 тыс. вагонов инертных грузов, к началу августа их число достигло уже порядка 2, 1 тыс. вагонов. Но на Дальнем Востоке погружено только около 145 тыс. тонн строительных грузов, основная доля металлоконструкций и железобетонных изделий приходит с западных регионов РФ.
Статистика Горьковской железной дороги показывает, что погрузка строительных грузов на магистрали увеличилась в июле текущего года в 2, 7 раза, в августе - в 2, 8 раза по сравнению с аналогичными периодами 2009 года. Всего в январе-августе текущего года ГЖД погрузила без малого 2 млн тонн строительных грузов. Наблюдатели напрямую связывают это с активизацией работ по подготовке Казани к Универсиаде 2013 года (подробнее см. "Казань-2013: стартуют все" в "Транспорте" "№"б, 2010 г.)
Кто хочет сегодня поработать?
Однако успехи первых месяцев 2010 года выглядят внушительно исключительно благодаря низкой базе сравнения - спад отрасли по-прежнему достаточно глубок. Больше четверти из 6, 6 тыс. российских строительных организаций, принявших участие в проведенном Росстатом исследовании, оценивают ситуацию в отрасли как неудовлетворительную. Впрочем, результаты исследования также свидетельствуют о том, что средняя обеспеченность заказами в строительной отрасли в II квартале 2010 года составила пять месяцев, тогда как в I квартале - четыре месяца. Крупные строительные фирмы обеспечены заказами на более длительный срок (шесть месяцев), чем организации с численностью до 50 человек (три месяца).
Средний уровень загрузки производственных мощностей на предприятиях стройиндустрии в II квартале 2010 года составил 57% (в I квартале - 56%), причем 12% организаций имели уровень загрузки не более 30% и только 6% предприятий - свыше 90%. При этом объем работ, выполняемых по виду "строительство", в апреле-июне этого года вырос у 18% компаний (в I квартале - у 10%). Доля предприятий, у которых зафиксировано уменьшение объема строительных работ, снизилась в II квартале с 37% до 29%.
Наряду с этим компании - производители стройматериалов отмечают, что сегодня у них достаточно возможностей и ресурсов, чтобы удержать свои позиции на рынке. В ход идет гибкая система ценообразования, формирующая индивидуальный подход к каждому клиенту. Кроме того, поставщики стройматериалов, реагируя на кризисную ситуацию, оперативно переориентировались на платежеспособных клиентов, имеющих за плечами федеральную поддержку. По словам Михаила Рытика, компания "Неруд-стром", отдав предпочтение таким заказчикам, увеличила объемы перевозок в I квартале на 60% по отношению к прошлому году.
В производителей вселило определенный оптимизм увеличение заказов на щебень, обусловленное летними путевыми работами РЖД. Участники рынка также возлагают большие надежды на увеличение государственного финансирования строительства автодорог, в результате чего работа могла бы войти в привычное русло. Но тогда, возможно, снова встанет вопрос о своевременной подаче вагонов под погрузку.
Специальные перспективы
По мнению вице-президента ОАО "РЖД" Вячеслава Лемешко, в И полугодии произойдет замедление динамики роста объемов грузоперевозок, поскольку эффект "низкого старта" уже не будет играть такую заметную роль, как в начале года. Тенденция во многом справедлива, в частности, для грузов, перевозимых в интересах стройиндустрии. А как показало исследование Росстата, в III квартале 2010 года 75% руководителей строительных организаций не ожидают изменения экономической ситуации в строительстве, 6% ожидают ее ухудшения и 19% считают, что она улучшится. Рискнем предположить, что многие из этих 19% имеют заказы на государственных инфраструктурных объектах, поскольку стройка на острове Русский, в Казани и Сочи в ближайшее время примет характер настоящей гонки.
ЛИДЕРЫ СЕГМЕНТА
ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ПЕРЕВОЗОК строительных грузов в России обеспечивает "Первая грузовая компания". За I полугодие 2010 года ПГК перевезла 8, 5 млн тонн грузов данной номенклатуры (около 10% совокупного объема погрузки на сети РЖД), что, правда, на 6, 8% меньше показателя 2009 года.
"Трансгарант", входящий в группу FESCO, за тот же период перевез в собственном и арендованном подвижном составе 663 тыс. тонн щебня, обеспечив рост к прошлому году в 2, 4 раза.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Транспорт | 20.09.10 | Затяжной подъем |