30-05-18 / 2018
Новости отрасли
Сдвиг начала создания ВСМ Москва-Казань удорожит ее на 50-60 млрд руб в год - ИПЕМ

Перенос сроков начала реализации проекта по строительству первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва-Казань приведет к ее удорожанию минимум на 50-60 миллиардов рублей в год - до 2,1 триллиона рублей к 2025 году, посчитали в Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ).

"Активная работа по проекту ВСМ Москва-Казань ведется уже более 5 лет. По оценкам ИПЕМ, за период 2013-2018 годов стоимость проекта увеличилась более чем в 1,5 раза - на 600 миллиардов рублей, с 1,1 до 1,7 триллиона рублей. В случае дальнейшего переноса сроков начала строительства ВСМ Москва-Казань стоимость проекта будет расти темпами не менее 50-60 миллиарда рублей в год, что может привести к удорожанию запуска проекта в 2025 году до 2,1 триллиона рублей (рост на 90% относительно стоимости проекта в 2013 году), в 2030 году - до 2,3-2,4 триллиона рублей (рост на 110-118% относительно 2013 года)", - говорится в сообщении ИПЕМ.

ИПЕМ считает, что реализация проекта несет положительный эффект для экономики. По оценкам Института, запуск ВСМ Москва-Казань в эксплуатацию в настоящее время позволил бы дополнительно ежегодно перевозить 4-5 миллиона пассажиров, обеспечить дополнительный доход перевозчика на уровне 15-18 миллиардов рублей в год, а также дополнительный прирост ВВП России свыше 0,1 процентного пункта в год.

"В то же время для реализации проекта ВСМ Москва-Казань необходима государственная поддержка: проведенный ИПЕМ анализ мирового опыта показал, что все проекты ВСМ в мире реализуются со значительным объемом финансирования за счет государства. Так, в странах ЕС государства путем предоставления безотзывных субсидий и грантов обеспечивали до 70% капитальных затрат на реализацию ВСМ, в Китае - 100% капитальных затрат финансировалось государством", - отмечают в ИПЕМ.

Генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян считает, что проект ВСМ Москва-Казань необходимо сдвигать с "мертвой" точки. "По нашим оценкам, он будет операционно прибыльным, а государственное финансирование на стадии строительства существенно улучшит показатели, заложенные в его финансовой модели... При этом реализация проекта должна не только учитывать задачи улучшения имиджа России и повышения мобильности населения, но и обеспечение положительных эффектов для промышленности, науки и инжиниринга. Такие эффекты возможны только при условии, что технологии строительства и эксплуатации ВСМ будут максимально локализованы в России", - приводятся в сообщении слова Саакяна.

Высокоскоростной считается специализированная электрифицированная двухпутная железнодорожная линия для эксплуатации поездов со скоростями от 200 до 400 километров в час. Сейчас в России нет таких дорог. Пилотный проект строительства ВСМ планировалось реализовать на участке Москва-Казань, а его опытным участком РЖД предложили сделать Москва-Владимир с соединением его пока с действующей инфраструктурой. Сама ВСМ Москва-Казань должна стать частью еще более глобального проекта ВСМ "Евразия", которая соединит железные дороги Китая и Европы через Казахстан, Россию и Белоруссию. Строительство ВСМ Москва-Казань планируется начать в 2018 году и завершить в 2025 году, сообщал первый замгендиректора РЖД, гендиректор "Скоростных магистралей" ("дочка" РЖД, курирует проект ВСМ).

 

ИсточникДатаНаименование материала
ПРАЙМ30.05.2018