19-09-11 / 2011
Новости отрасли
Сдерживание тарифов на перевозку грузов приведёт к негативным эффектам в экономике

Олег Трудов, заместитель генерального директора по научной работе института проблем естественных монополий.

Сдерживание роста тарифов бьет в первую очередь по инвестпрограмме ОАО "РЖД". А это отложенные в очередной раз модернизация инфраструктуры и обновление локомотивного парка. Государство, с одной стороны, ставит задачу по перевозке всех грузов, а с другой - фактически лишает перевозчика возможности развития.

Принимая решение о сдерживании тарифов, а фактически о сокращении инвестпрограммы, власти должны определить, как и на какие средства владелец инфраструктуры и локомотивного парка сможет обеспечить растущие грузоперевозки в отсутствие средств на развитие.

Мнение, что железнодорожный транспорт сможет выжить при любых действиях регулятора, ошибочно. В результате реформы стала неприменимой технология управления единым парком, однако новая пока не сформирована. Это увеличило и нагрузку на инфраструктуру, и потребный парк локомотивов. За последние два десятка лет вследствие борьбы с инфляцией накопилось катастрофическое недофинансирование инфраструктуры, локомотивы проходят модернизацию, закупки новых минимальны. Такое впечатление, что над отраслью ставят эксперименты по выживанию в экстремальных условиях. Что будет дальше? А дальше: сеть не будет развиваться, снизятся провозные и пропускные способности, упадет скорость перевозок, локомотивы будут ветшать и ломаться, в итоге объемы перевозок начнут падать. В результате начнет сокращаться и промышленное производство, уменьшится добыча угля, руды и других массовых грузов, которые не вывезешь другим транспортом. Снизится выручка производителей, упадет экспорт, сократятся поступления в бюджет, рабочие места и зарплаты, социальные отчисления, а социальная обстановка в ряде регионах может накалиться.

Меня, как эксперта, волнует вопрос: производился ли анализ совокупных эффектов от принимаемых решений на макроэкономическом уровне? Рост тарифа в самом деле усиливает инфляцию и ведет к негативным эффектам в рамках всей экономики. Но нужно разделять два понятия - тариф и конечная стоимость перевозки. Ведь не секрет, что сдерживание тарифов не приводит к сдерживанию транспортных расходов грузоотправителей, которые растут в зависимости от ситуации на рынке за счет нерегулируемой вагонной составляющей. Получается, что сдерживание тарифа как инструмент борьбы с инфляцией не выполняет своей задачи. Можно тарифы вообще заморозить, но конечная стоимость перевозки все равно будет расти. И вот тут кроется огромный потенциал для совершенствования госрегулирования: надо не тарифы сдерживать, а искать пути влияния на величину конечной стоимости отправки груза. Это и инфляции не даст разогнаться, и позволит грузоотправителям вздохнуть облегченно.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.09.11На голодном пайке