10-04-13 / 2013
Новости отрасли
Считаете ли Вы, что предоставление операторами вагонов под погрузку может повысить эффективность использования вагонного парка?

В текущем году крупнейшие операторы стали предлагать грузовладельцам оферты по предоставлению вагонов под погрузку.

Считаете ли Вы, что появление подобных продуктов может повысить эффективность использования вагонного парка?

Андрей Исаев, заместитель генерального директора по коммерции и производству ОАО "ФГК":

- ОАО "ФГК" с марта 2013 года ввело новую услугу по предоставлению полувагонов на условиях публичной оферты по тарифам Прейскуранта № 10-01 для общего парка. Данное решение принято в условиях сокращения парка ВСП, традиционно являвшегося гарантом предоставления подвижного состава для клиентов малого и среднего бизнеса по установленной государством цене. Предоставление полувагонов на таких условиях является максимально удобной и технологически доступной формой заключения договора. Это важнейший элемент нашего сервиса. Любой грузоотправитель, самостоятельно зарегистрировавшись на сайте ОАО "ФГК" и оплатив счет, гарантированно получает вагон по ставке общего парка в течение 10 дней. При этом ФГК готова предоставить на объявленных условиях до 50 полувагонов каждому из обратившихся клиентов, что удобно многим предприятиям малого и среднего бизнеса. Кроме того, это, в свою очередь, позволит ФГК расширить клиентскую базу и укрепить свои позиции в данном сегменте рынка грузовых железнодорожных перевозок. Сервис оказывается наряду с уже зарекомендовавшей себя услугой по предоставлению крытых вагонов на условиях публичной оферты, для предоставления которых с 1 января 2013 года ОАО "ФГК" принято решение о снижении ставок.

Владимир Сергеев, исполнительный директор ассоциации "Недра":

- Надо учитывать предложения операторов исходя из общей ситуации на рынке. Создание парка ВСП значительно повлияло на условия работы частных операторов железнодорожного подвижного состава. Сегодня средняя цена на перевозки их парком на 10-12% ниже тарифов Прейскуранта № 10-01. Подобное положение послужило основанием для снижения тарифов и со стороны ОАО "РЖД" - с 28 января вагоны ВСП работают по тарифам Прейскуранта (ранее ставка была на 11% больше его уровня).

То, что сейчас происходит с тарифами, - нормальная рыночная ситуация: снижается предложение - тарифы растут, растет предложение - тарифы падают. ОАО "РЖД", понимая все трудности своего положения, и в первую очередь чрезвычайно высокую инерционность при реализации принимаемых решений, очень многое делает с опережением, создавая задел на будущее: разрабатывает новые выгодные предложения по долгосрочным договорам, формируя новые условия для поддержки грузовладельцев. Сегодня ОАО "РЖД" уделяет основное внимание индивидуальной работе с грузовладельцами, производителями. И железнодорожные операторы идут в этом же фарватере, предлагая клиентам более выгодные рыночные сервисы.

Андрей Ларионов, коммерческий директор ООО "Карелприродресурс":

- Оферта должна содержать конкретные условия для грузовладельца. Для клиентов гораздо важнее, насколько гибко оператор подходит к решению тех или иных вопросов. При выборе компании для перевозки грузов мы, например, руководствовалась именно этим критерием. В том числе уже больше месяца работаем с ОАО "ФГК". Но оценивать работу компании будем по достигнутым результатам, а не по предлагаемым офертам.

Юрий Горбунов, представитель консалтинговой компании Oliver Wyman:

- Подобные оферты - знаковая инициатива. Дело в том, что на российских железных дорогах одно бутылочное горлышко сменилось другим: если раньше не хватало подвижного состава, то теперь недостает пропускной способности инфраструктуры.

И вторую проблему решить сложнее, чем первую. Потому что для этого ОАО "РЖД" (по крайней мере на начальном этапе) придется регулировать перемещение вагонных парков.

А госрегуляторы предусмотрели очень ограниченный набор инструментов для воздействия на операторов. Они исходили из того, что РЖД должны управлять движением локомотивов, а операторы - вагонами.

За рубежом владельцы железнодорожной инфраструктуры, попадающие в подобную ситуацию, поступают практически одинаково: они меняют правила игры таким образом, чтобы владеть простаивающим вагоном было невыгодно. ОАО "РЖД" так или иначе будет вынуждено действовать в том же русле. И я воспринимаю инициативы с офертами как ответ на изменение рыночных условий: операторы понимают, что должны найти способ оптимизировать свои расходы. И один из них - предлагать грузовладельцам более эффективные коммерческие продукты. Но эти инициативы, в свою очередь, должно поддержать и ОАО "РЖД". Именно тогда получится синергетический эффект и управление парками на сети удастся улучшить.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер09.04.13Вопрос номера