07-07-21 / 2021
Новости отрасли
Счетная палата РФ видит риски незавершения программы модернизации БАМа и Транссиба в 2021 году

Программа модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба не синхронизирована с мероприятиями по электрификации регионов Дальнего Востока, проводимыми компанией "Россети ФСК ЕЭС". Об этом в рамках парламентских слушаний в Совете Федерации сообщил аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов. Он отметил, что отсутствие согласования не позволяет обеспечить электрификацию БАМа и Транссиба, и таким образом может негативно отразится на пропускной способности создаваемой инфраструктуры. "Электрическая тяга позволяет перевозить грузы большего веса и с большей скоростью, чем тепловозная. РЖД вместе с Росжелдором необходимо организовать соответствующую работу", отметил В.Богомолов.

На то, что развитие БАМа и Транссиба должно быть синхронизировано с энергообеспечением этих магистралей ранее также обратил внимание председатель комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов, заявив, что согласование Минтрансом России, Минэнерго России, ОАО "РЖД" и ПАО "Россети" графика строительства объектов энергоснабжения произведено без детализации в части объектов железнодорожной инфраструктуры.

В продолжение разговора о проверке хода реализации проекта модернизации инфраструктуры Восточного полигона, В.Богомолов напомнил, что сроки завершения первого этапа проекта развития БАМа и Транссиба неоднократно переносились. "Стоимость строительства объектов железнодорожной инфраструктуры ежегодно растет как и цены на оборудование, подлежащее к установке. Это не позволяет модернизировать железнодорожную инфраструктуру и обеспечить провозную способность в первоначально заявленном объеме", отмечает он.

Предусмотренные средства ФНБ на реализацию БАМа и Транссиба направлены в полном объеме – это 150 млрд рублей. Из них по состоянию 1 мая текущего года использовано 136,4 млрд руб. – то есть 91%. При этом немалая доля приходится на выплаченные подрядчиками авансы – 37,5 млрд руб. то есть 27,5%.

Следует отметить, что по условиям договора подряда неиспользованные по итогам года авансы должны быть возвращены подрядчиком в РЖД. Однако на начало текущего года размер не отработанных и не возвращенных авансов за счет средств ФНБ составил 3,2 млрд рублей.

На протяжении 2018-2020 годов запланированные суммы финансирования на реализацию проекта в полном объеме не осваивались. В 2018 году освоение составило 74%, в 2019 – 29%, в 2020 – 77%.

"При этом запланированное РЖД освоение средств ФНБ на 2021 год составляет 76 млрд рублей, что значительно превышает уровень освоения в предыдущие годы.

Планируется ввести 160 объектов. По 90 объектам в 2021 году планируется открыть движение по схеме временной эксплуатации с оформлением прав на земельные участки в 2022 году", сообщил В.Богомолов.

Он подчеркивает, что с учетом хода реализации проекта в прошлые годы, существуют риски его незавершения в 2021 году.

"Мы понимаем, что проект реализуется в условиях действующей железной дороги. На коллегии РЖД по итогам года я уже отмечал, что основой для эффективной реализации проекта будет являться уровень взаимодействия между администрациями железных дорог, заказчиками и подрядными организациями. По нашему мнению, органы муниципальной власти субъектов РФ и муниципальной власти со своей стороны также должны обеспечить необходимые условия для реализации проекта, в том числе в части земельных отношений", говорит В.Богомолов.

При этом, по его словам, Счетной Палатой и РЖД обеспечено качественное взаимодействие в ходе реализации проекта развития БАМа и Транссиба. Замечания и предложения аудиторов оперативно учитываются компанией и используются в дальнейшей работе.

"Мы понимаем, что необходимость проектирования каждого участка в определенной степени – сдерживающий фактор. Здесь, наверно, целесообразно, нормативно закрепить возможность использования типовых проектов при строительстве и реконструкции линейных объектов", резюмирует аудитор.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер07.07.2021