27-06-17 / 2017
Новости отрасли
Счетная палата РФ подвергла критике ход закупки локомотивов РЖД с участием средств ФНБ

Счетная палата РФ (СП РФ) подвергла критике исполнение проекта по закупке локомотивов "Российскими железными дорогами" с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Ведомство опубликовало отчет по итогам соответствующей проверки. СП РФ напомнила, что паспорт проекта был утвержден правительством РФ в декабре 2014 г. По нему финансирование из ФНБ осуществлено в полном объеме - 60,2 млрд руб. в 2015-2016 гг. - на них приобретены 502 локомотива. В свою очередь, РЖД в 2016 г. выделили 67,625 млрд руб. для закупки 491 единицы тягового подвижного состава. Суммарные вложения за два года составили 127,825 млрд руб., компания получила 993 локомотива.

При этом паспорт проекта предполагает приобретение в 2015-2017 гг. 1,508 тыс. локомотивов, в том числе за счет 143,4 млрд руб. собственных средств монополии. Исходя из фактического исполнения, для достижения запланированных значений в 2017 г. ОАО "Российские железные дороги" должно купить за свой счет 515 локомотивов на 75,8 млрд руб. Однако РЖД в этом году закупят лишь 450 локомотивов на 57,2 млрд руб., то есть на 65 штук (18,6 млрд руб.) меньше предусмотренного проектом.

Также не будет соблюдена пропорция по источникам финансирования, добавляет Счетная палата. По итогам 2015-2017 гг. "Российские железные дороги" направят на закупку локомотивов лишь 67,5% предусмотренной проектом суммы (124,9 млрд рублей), вместо 70,4%. При этом на ФНБ придется 32,5% вместо 29,6%.

Согласно данным СП РФ, в декабре 2016 г. монополия направила предложения в Минтранс, Минфин, Минэкономразвития и Минпромторг изменить паспорт проекта, в том числе сократив предусмотренные объемы финансирования проекта за счет средств РЖД с 143,4 млрд руб. до 125,3 млрд руб. и числа закупаемых за 3 года локомотивов с 1,508 тыс. до 1,445 тыс. Они приведут пропорции к соотношению 67,5% на 32,5%.

Ведомство напоминает, что средства Фонда национального благосостояния были размещены на отдельном расчетном счете компании в ВТБ (MOEX: VTBR). При этом по состоянию на 1 января 2017 г., банк перечислил перевозчику 1,064 млрд руб. процентов (в том числе 1,035 млрд руб., начисленных за 2015 г.) "Поступившие средства отражены в бухгалтерском учете ОАО как доходы от финансовой деятельности и расходуются в рамках обычной хозяйственной деятельности (не на цели реализации проекта)", - отмечает СП РФ.

В марте 2016 г. Счетная палата направила обращение вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу по промежуточным результатам проверки за 2015 г. Ведомство рекомендовало рассмотреть вопрос о закреплении норм, предусматривающих использование процентов, полученных от размещения средств ФНБ, исключительно на финансирование инфраструктурных проектов. Чиновник поручил рассмотреть вопрос Минтрансу и Минфину. Последний в декабре 2016 г. сообщил, что ведет "подготовку предложений по созданию (соответствующей - ИФ) правовой нормы". Однако на дату завершения проверки эти предложения Минфин так и не сформировал.

Паспорт проекта также предусматривал, что закупка локомотивов направлена на достижение целей, определенных Стратегией развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г., утвержденной правительством в 2008 г. По итогам 2016 г. компания не достигла соответствующих целевых значений, отмечает ведомство: пассажирооборот составил 124,5 млрд пассажиро-километров вместо 188,7 млрд, погрузка - 1,222 млрд тонн вместо 1,758 млрд, транзит грузов - 18,7 млн тонн вместо 40,3 млн, грузооборот - 2,343 трлн тонно-километров вместо 2,677 трлн, средняя скорость доставки транзитных контейнеров - 715,1 километров в сутки вместо 850. Кроме того, проверка показала, что за период реализации программы число нарушений условий безопасности движения увеличилось на 15% - с 86 в 2014 г. до 99 в 2016 г., то есть проект не обеспечил достижение еще одной цели, установленной его паспортом.

Также - в соответствии с правительственным планом действий по обеспечению стабильного социально-экономического развития России в 2016 г. - документация проекта предусматривала занятость более 60 тыс. работников локомотивостроительных заводов и производителей комплектующих для тягового подвижного состава, а также поступления средств в бюджеты разных уровней. В то же время проверка СП РФ показала, что закупка локомотивов "Российскими железными дорогами" у отечественных производителей в 2015-2016 гг. "не оказала существенного влияния на улучшение их финансового состояния и объемы бюджетных поступлений".

Из пяти предприятий участие в проекте позволило улучшить показатели лишь Брянского машиностроительного завода (актив "Трансмашхолдинга", ТМХ): его выручка в 2014-2015 гг. выросла на 7,764 млрд руб., прибыль - на 632,7 млн руб. В то же время, например, убыток "Людиновотепловоза" (входит в группу "Синара) в 2014 г. составил 233,7 млн руб., а за 2015 г. - 463 млн руб., за 9 месяцев 2016 г. - 738,6 млн руб. Не была выполнена по итогам 2016 г. и программа импортозамещения "Российских железных дорог", которая предусматривала приобретение 42-х локомотивов с низким уровнем зарубежных комплектующих на 9,313 млрд руб., отмечает СП РФ. Фактически же закуплены лишь 34 таких машины на 8,526 млрд руб.

Также ведомство отмечает, что приобретение локомотивов у единственных поставщиков "по решению отдельных руководящих лиц РЖД" не соответствует целям федерального закона о закупках. "Применение конкурентных способов закупки" могло бы привести к экономической эффективности расходования денежных средств и сокращению издержек заказчика, а также способствовать снижению стоимости инфраструктурных проектов ОАО", - считает Счетная палата.

По ее информации, на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта, состоявшемся в декабре 2016 г., монополии совместно с Минтрансом, Минпромторгом и Минэкономразвития было рекомендовано к 15 февраля 2017 г. представить предложения по механизму конкурентных закупок в тех типах подвижного состава, где имеется конкуренция, для их приобретения во II полугодии 2017 г. на конкурсе. В то же время, по состоянию на 1 февраля "соответствующие процедуры согласования" РЖД не были завершены.

При оформлении и исполнении договоров поставки локомотивов СП РФ выявила ряд нарушений и недостатков. В частности, установлены 12 нарушений сроков поставки производителями (от 10 до 191 дня), в том числе "Коломенским заводом" ТМХ, Людиновским тепловозостроительным заводом (ЛТЗ). По этим нарушениям "Российским железным дорогам" были направлены претензии на 29,3 млн руб., взысканы - 1,1 млн руб. (не взысканы по претензиям на 25,6 млн руб. с ЛТЗ).

"Во всех региональных подразделениях дирекции тяги (РЖД - ИФ) зафиксированы многочисленные случаи рекламаций по поставленным, в том числе за счет средств ФНБ, локомотивам из-за неисправности отдельных деталей и узлов", - добавляет контрольный орган. Всего были оформлены 1,46 тыс. таких рекламаций. Простои локомотивов в ремонте снижали объемы перевозок и доходы монополи, подчеркивает СП РФ, добавляя, что значительное число рекламаций свидетельствует о неэффективной работе на заводах специалистов РЖД.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс27.06.2017