10-02-14 / 2014
Новости отрасли
Счетная палата РФ имеет массу претензий к РЖД за реализацию реформы отрасли

ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) в течение третьего этапа реформы ж/д транспорта в РФ (в 2006-2010 годах) не завершило формирование нормативной правовой базы, регулирующей доступ заинтересованных пользователей к услугам своей инфраструктуры, следует из сообщения департамента пресс-службы и информации Счетной палаты РФ.

Ведомство проанализировала результаты реформы и ее влияние на экономику и социальную сферу в РФ. "Анализ выполнения 70 плановых мероприятий показал, что более половины из них выполнены с опозданием до 3 лет: в частности, нормативные документы принимались не вовремя", - приводит Счетная палата слова своего председателя Татьяны Голиковой.

По итогам второго этапа реформы (2003-2005 гг.) окончательно не определена целесообразность создания специализированных грузовых перевозчиков - транзитных, интермодальных и рефрижераторных. Кроме того, в этот период не были созданы условия для увеличения числа конкурирующих компаний, занимающихся перевозками "на условиях публичного договора". В течение первого же этапа (2001-2002 гг.) не был создан механизм поддержки убыточных видов деятельности (в первую очередь, пассажирских перевозок), не приняты основополагающие нормативные акты, необходимые для приватизации имущества организаций федерального железнодорожного транспорта.

Кроме того, аудиторы отметили и другие нерешенные проблемы. "Проведенные преобразования в отрасли существенно не улучшили эксплуатационные характеристики и техническую оснащенность сети железных дорог. Сохраняются диспропорции в развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортной обеспеченности регионов. Не создан механизм безубыточной деятельности в сфере пассажирских пригородных перевозок (двухуровневое тарифное регулирование, при котором государство определяет тариф за использование инфраструктуры, а субъекты страны - тариф на перевозку пассажиров, требует совершенствования: это подтверждается тем, что значительная часть пригородных пассажирских компаний работают с убытками; при этом на компенсацию потерь в доходах РЖД ежегодно из федерального бюджета выделяются субсидии в сумме 25 млрд руб.)", - отмечает Счетная палата.

"Согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ, стоимость основных фондов железнодорожного транспорта существенно выросла, при этом у компании высокие показатели износа основных фондов - 65%. А высокая степень износа основных фондов отрасли - это потеря технологической устойчивости железнодорожного транспорта и означает рост потребности в инвестициях в эту отрасль", - также отметила Т.Голикова. Изношенность парка грузовых вагонов РЖД к 2011 г. составила 58,9%, магистральных грузовых и маневровых локомотивов - 81%.

Сеть железнодорожных путей по-прежнему не охватывает всю территорию страны, также указывает Счетная палата: 6 регионов РФ (Алтай, Тува, Ненецкий и Чукотский автономные округа, Магаданская область и Камчатский край) не имеют ж/д сообщения. Еще в 10 регионах железнодорожная сеть недостаточно развита. "Это свидетельствует о том, что в хозяйственный оборот не вовлекаются природные ресурсы, не выстраиваются связи между предприятиями, а значительная доля населения не имеет доступа к транспортным коммуникациям", - считает ведомство.

По итогам анализа коллегия Счетной палаты планирует направить информационные письма вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу, а также министру транспорта РФ Максиму Соколову, руководителю Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ Владимиру Чепцу, президенту РЖД Владимиру Якунину. Отчет также будет направлен в Совет Федерации, Государственную думу РФ и в Федеральную службу безопасности РФ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс10.02.2014Счетная палата РФ имеет массу претензий к РЖД за реализацию реформы отрасли