17-02-18 / 2018
Новости отрасли
Счет за четверть века

Подводному тоннелю под Балтикой приготовили смету

Опубликовано технико-экономическое обоснование строительства железнодорожного тоннеля между Таллином и Хельсинки под Балтийским морем. Проект потребует больших дотаций со стороны Европейского союза (ЕС), но в случае реализации существенно увеличит грузооборот между двумя странами.

Документ подготовлен по проекту FinEst Link, который получает поддержку в рамках программы развития центрального региона Балтийского моря, Central Baltic 2014–2020 Programme, субсидирующей межгосударственные проекты Финляндии, Эстонии, Латвии и Швеции. Она, в свою очередь, получает фонды от ЕС по программе европейского территориального сотрудничества Interreg (European Territorial Cooperation framework, ETC).

Финансировать строительство планируется через механизм государственно-частного партнерства с 40% участия Европейского союза. Стоимость оценивается в 16 млрд евро, из них 12,03 млрд планируется потратить на сам тоннель (в том числе 2,6 млрд – на железнодорожную инфраструктуру и системы инженерного обеспечения), 1,99 млрд евро – на создание терминалов и 1,98 млрд евро – на административные расходы. После строительства дотации потребуются еще в течение 40 лет. Участники FinEst Link подчеркивают, что идея имеет огромное значение не только для транспорта. По словам директора FinEst Link Кари Руохонена, железнодорожный тоннель не окупится, если рассматривать его только как транспортный проект. Однако предприятие сможет дать большую прибыль, если учесть связанное с ним положительное экономическое воздействие на регион.

Сейчас сообщение между двумя столицами обеспечивает водный транспорт. Ежегодный пассажиропоток составляет 9 млн человек, а грузов перевозится 3,8 млн тонн, при этом прогнозируется, что цифры будут расти. Строительство тоннеля позволит к 2050 году обслуживать до 23 млн человек, из них 13 млн – на железной дороге, и поднять грузооборот до 8 млн тонн, из них половина – по дороге. Кроме того, сильно увеличится мобильность рабочей силы. Паромом на дорогу уходит два часа, после постройки железной дороги время сократится до 30 минут

Проект предполагает строительство двух основных тоннелей и одного служебного. По предварительной оценке, оно начнется в 2025 году и продолжится 15 лет, из них от четырех до шести лет займет проектная подготовка и один год – на испытательный период. В ходе сооружения тоннеля у берегов появятся два искусственных острова, которые создадут из выбираемого грунта. Позже островам планируется дать статус исключительных экономических зон.

В Эстонии линия начнется в таллинском районе Юлемисте, где находятся и железнодорожная станция, и аэропорт. На финской стороне станции построят в центре Хельсинки, в пригороде Пасила и в столичном аэропорту, где есть терминал с линией широкой колеи. Таким образом, через общегосударственную железнодорожную сеть обеспечивается сообщение с Северной Швецией и Россией. Общая протяженность ветки составит 103 км. Пассажирские поезда смогут развивать скорость до 200 км/ч, автомобилевозы – 160 км/ч, грузовые – 120 км/ч.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152017.02.2018