26-02-16 / 2016
Новости отрасли
"Сбербанк Лизинг" не испытывает серьезных проблем с расчетами клиентов за вагоны

АО "Сбербанк Лизинг" не испытывает серьезных проблем с расчетами клиентов за вагоны.

"У нас почти нет дефолтов в (этом - ИФ) сегменте, лишь один-два - по небольшим сделкам, и в одном случае передали вагоны в другой формат лизинга, в рамках второй - ведем переговоры об аренде", - заявил генеральный директор компании Кирилл Царев в интервью газете "Коммерсантъ", опубликованном в пятницу. Называть компании, о которых говорил, топ-менеджер не стал.

"У нас просрочек почти нет. Конечно, какие-то небольшие суммы присутствуют, но они некритичные. Нельзя сказать, что у всех все прекрасно, безусловно, рынок сжался, доходность упала, но запаса прочности достаточно для текущей ситуации", - добавил он.

Характеризуя ситуацию в сегменте, топ-менеджер заметил, что рынок вагонов "непростой, но ситуация на нем относительно понятная", и ему "не очень нравится слово "кризис". "На рынке вагонов проблемы возникли существенно раньше - до падения стоимости нефти. (. . .) Есть профицит парка, который привел к существенному снижению ставок доходности", - сказал К.Царев.

"В моем понимании нынешние ставки являются в определенном смысле дном. Так или иначе, объем производства вагонов существенно сократился, сейчас также принято решение об утилизации старых вагонов. И мы понимаем, что профицит уйдет, он уже уменьшается. Когда будет достигнуто равновесие, сказать сложно, но я думаю, в пределах 2017 года. Тогда следующим этапом будет восстановление ставок, хоть и не на докризисном, но на определенном промежуточном уровне", - считает глава "Сбербанк Лизинга".

"Важно помнить, что, когда наблюдается дефицит вагонов и ставка растет, у новых игроков появляется желание зайти на рынок. Он перегревается и снова уходит вниз. Поэтому здесь нужно, чтобы ставка по оперированию вагонами выросла на обоснованный уровень, позволяющий возвращать инвестиции, но не создающий сверхприбылей, которые автоматически привлекут дополнительных игроков. В противном случае мы увидим повторение сценария, происходившего несколько лет назад", - отметил он.

Обоснованный уровень, по мнению К.Царева, - около 900 тыс. рублей - "эта ставка позволяет окупать вагон за 10-15 лет". К ней рынок приблизится за два года. С текущими же ставками приобретать новый вагон нет никакого экономического резона, и рано или поздно рынок дойдет до дефицита, сказал топ-менеджер.

Отвечая на вопрос, чревата ли нынешняя ситуация переделом на рынке лизинга вагонов, генеральный директор "Сбербанк Лизинга" заявил, что "пока не видит особенных глобальных изменений". "В свое время разные участники предрекали тяжелую ситуацию для лизинговых компаний. Но на этом рынке работают в основном крупные игроки, все они достаточно финансово устойчивы. Сегодня лизинговые компании стараются находить определенные решения со своими текущими клиентами либо - в случае возникновения проблем - передают эти вагоны другим участникам рынка. В аренду - легко, в лизинг - тоже можно", - отметил К.Царев, добавив, что компания "особо не видит" сделок купли-продажи, но "наблюдает много сделок именно по передаче в аренду и в управление", хотя и "практически не участвует" в этом процессе.

"Сейчас в моменте выгоднее вагоны арендовать, чем покупать. Аренда является компромиссом, когда покупатели и продавцы не могут договориться о цене с позиции купли-продажи. И сегодня фактически наблюдается своего рода промежуточная консолидация рынка, но не через покупку вагонов, а через аренду. Этот процесс происходит на базе пяти-семи крупных игроков. Небольшие же участники либо уходят с рынка, либо попросту отдают подвижной состав и превращаются в своего рода рантье. Стороны сделок пока не готовы надолго фиксировать ставку. Весь рынок в принципе понимает, что она сегодня экономически не обоснована и будет выше. Вопрос только когда", - отметил глава "Сбербанк Лизинга".

В "финальной конструкции консолидированного рынка", по мнению К.Царева, будет "условно говоря, три-пять игроков, занимающихся полувагонами, и по два-три игрока со специализированным парком". Это уже произошло в ряде сегментов - в том числе по зерновозам, лесовозам, отметил топ-менеджер. "Безусловно, будут локальные игроки, операторы с собственной грузовой базой, то есть принадлежащей тому, у кого есть относительно постоянный и стабильный груз", - добавил он.

При этом К.Царев считает "маловероятным" сценарий возврата парка "Российским железным дорогам". "Безусловно, это обсуждалось как один из вариантов, но ни одного документа по этому поводу не было", - заметил он. Комментируя идею консолидации вагонов в рамках "дочки" РЖД - АО "Федеральная грузовая компания" (ФГК), гендиректор "Сбербанк Лизинга" заявил, что "не рассматривал бы ФГК как неотъемлемую часть РЖД". "Да, она принадлежит им, но завтра, допустим, может быть приватизирована. Это компания, действующая на рынке и работающая по его законам", - сказал топ-менеджер. Вариант же с агентскими соглашениями, по его мнению, "возможен".

Отвечая на вопрос, прокредитовал ли бы "Сбербанк Лизинг" покупку вагонов в текущей ситуации, генеральный директор компании заявил: "В принципе да, но все зависит от ситуации. Мы не ломбард. Если приходит клиент, у которого хорошее финансовое состояние, и понимаем, как он будет возвращать инвестиции, для чего покупает вагоны - да, конечно, профинансируем".

"Сбербанк Лизинг" входит в число крупнейших лизинговых компаний РФ. Имеет более 40 филиалов в крупнейших городах России и "дочки" в Казахстане, Белоруссии и на Украине. Единственный акционер - Сбербанк России. Лизинговый портфель по состоянию на 1 января 2016 года превышает 371 млрд рублей. В 2015 году компания заключила новые сделки лизинга на сумму более 100 млрд рублей.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс26.02.2016