17-09-15 / 2015
Новости отрасли
Санкции могут стать дополнительным фактором снижения транзита массовых грузов через территорию Украины

Санкции, введенные в отношении операторского вагонного бизнеса России, могут стать дополнительным фактором снижения транзита массовых грузов через территорию Украины.

Данную точку зрения, поддерживаемую рядом украинских аналитиков рынка, подтверждает структура грузового транзита "Укрзализныци", следующего в направлении портов - как известно, большую ее часть по-прежнему формируют грузы РФ (прежде всего уголь, железорудное сырье, а также наливные и насыпные химгрузы). Согласно данным украинского кабмина, по итогам 2014 года, уже серьезно затронутого геополитическим противостоянием и санкциями как его следствием, транзит российских грузов железнодорожным транспортом по территории республики снизился весьма незначительно - с 22,1 до 21,6 млн т (менее чем на 3%). В текущем году процесс спада продолжился, однако его темпы также пока весьма сдержанны - так, объемы транзитного (российского) угля в портах Украины за 8 месяцев упали лишь на 3%, железорудного сырья - на 10%, наливных химгрузов - на 2,5%. При этом, как известно, данные грузы перевозятся по сети УЗ российским парком, прежде всего - вагонами ПГК и ее украинской "дочки" (обе компании подпадают под санкции от сентября 2015 года).

По оценке украинских экспертов, ПГК является одним из ключевых представителей операторского рынка соседней державы, работающих на сети УЗ - в частности, ее дочерняя структура оперирует грузовым парком объемом свыше 5,5 тыс. ед. (для сравнения: по состоянию на середину сентября рабочий парк УЗ - порядка 110 тыс. ед., включая инвентарные вагоны и парк государственных операторов). По данным УЗ, на сегодня (буквально - по состоянию на 17 сентября) в готовности под погрузку на сети пребывают свыше 0,5 тыс. иновагонов, из которых большая часть дислоцируется либо в непосредственной близости к границам с РФ - на Донецкой магистрали (40% общего количества), либо на Одесской ЖД, где идет работа по перевалке российского транзита (еще 24%). Все это свидетельствует о стабильной доле присутствия российских вагонов в грузовой работе украинского перевозчика.

Ситуация может измениться с внедрением новых санкций, тем более что украинские вагонопроизводители поддерживают идею "выдавливания" российского вагонного ресурса в интересах развития загрузки отечественного машиностроения. Не секрет, что вагоностроительная отрасль Украины сегодня пребывает в глубоком коллапсе, связанном с утратой основного (российского) рынка, поэтому любые меры по созданию условий для роста внутреннего спроса производителями приветствуются. Однако рассчитывать, что барьер российскому вагонному ресурсу, выставленный санкциями, станет побудительным импульсом для внутреннего спроса на вагоны, не приходится, поскольку схема "украинские вагоны под российские грузы" давно уже используется, в лучшем случае, по остаточному принципу. К тому же вагоны - ресурс высокомобильный с точки зрения смены собственника, поэтому возможны и чисто технические схемы обхода санкционных барьеров, полагают эксперты. С учетом всего сказанного очевидно, что "Укрзализныце" и портам, заявляющим в последнее время о начале новой борьбы за возврат транзитных грузов, предстоит скорректировать свои усилия с учетом новейших политических реалий.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру17.09.2015