16-01-17 / 2017
Новости отрасли
С учетом новых стандартов

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, Красноярская дорога развивает проекты, способствующие росту грузовых и пассажирских перевозок. Сделано многое как для увеличения пропускных способностей, так и для клиентов. Но многое еще предстоит. Ведь грузопоток, идущий через КрЖД в порты Дальнего Востока, растет, а через два года Красноярск будет принимать гостей и участников зимней Универсиады.

Инфраструктура должна быть максимально удобной для пассажиров. Владимир Рейнгардт, начальник Красноярской дороги– Владимир Гарольдович, с какими показателями дорога завершила прошлый год и насколько они соответствуют планам и ожиданиям?

– Мы достигли неплохих результатов по всем позициям, которые характеризуют работу любой дороги, и выполнили все поставленные задачи. Погрузка по итогам года составила 74,6 млн тонн, с ростом к 2015-му на 3,3%, или почти на 2,4 млн тонн.

Положительная динамика есть по всем основным номенклатурам: углю, цветной руде и металлам, лесу, зерну, строительным грузам.

Традиционно основную долю в погрузке составил уголь – за прошлый год отправлено 43,8 млн тонн, или 58,8% от общего объема. Несмотря на колебания спроса на бурые угли, который, как известно, находится в прямой зависимости от климатических факторов, объемы погрузки относительно 2009 года выросли на 2,3%.

Кроме этого ежегодно растет погрузка каменного угля. С 2009 года суммарный прирост этого вида груза составил 7 млн тонн, или 75%. Темпы роста демонстрируют угледобывающие предприятия Красноярского края и Республики Хакасия, где сегодня идет мощное развитие угольной промышленности.

Очень хороший рост в сегменте лесной и строительной отраслей – объемы погрузки увеличились на 20,6% и 27,7% соответственно.

Втрое увеличились объемы отправки зерна на экспорт. Основную роль в этом сегменте сыграл рост поставок зерна из Красноярского края в Монголию – 135 тыс. тонн по итогам прошлого года, тогда как в 2015-м было всего 22 тыс. тонн. Поставки в Китай увеличились вдвое и составили 10,8 тыс. тонн.

Отмечу, что по некоторым направлениям меняется и качество перевозимых грузов. К примеру, в сегменте лесных грузов все большую долю занимают товары глубокой переработки, идущие на экспорт. В частности, наращиваются объемы погрузки топливных гранул – пеллет.

Увеличился и грузооборот – на 8% в сравнении с 2015-м. Это связано с тем, что в последние годы наметился совершенно очевидный тренд: дороги восточной части страны стали основным драйвером роста всей сети. Отечественная экономика развернулась в сторону азиатских рынков.

– В этом году положительные тенденции сохраняются?

– За первые 10 дней января мы погрузили более 2,4 млн тонн. Это на 14,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 7,8% больше плана.

Более 70% от этого объема – 1,8 млн тонн – составил уголь. Это также на 21,8% выше прошлогодних показателей и на 18% выше плана. Такой рост погрузки обусловлен в первую очередь увеличенным потреблением бурых углей со стороны генерирующих компаний – практически во всех регионах Сибири в этот период стояли низкие температуры.

Неплохая положительная динамика также по лесным грузам, зерну, цветным металлам.

– Обеспечен ли в прошлом году приток новых клиентов?

– Клиентская база у нас стабильна: всего у КрЖД более 3,5 тыс. клиентов. Есть колебания погрузки в сфере малого и среднего бизнеса, который сейчас активно поддерживают на уровне правительства, – здесь регулярно идет рост за счет небольших отправок, до 10–50 вагонов.

Появились и новые крупные грузоотправители, в частности Богучанский алюминиевый завод. Пока предприятие не вышло на полную мощность. Тем не менее отправку продукции оно осуществляет стабильно. За счет этого мы уже получили рост объемов цветных металлов на 9,8% и готовы оказывать всевозможную поддержку для дальнейшего развития этого направления.

Кроме этого в Нижнем Приангарье заработали новые предприятия лесной отрасли. Мы ведем переговоры с региональными властями о достройке ветки Карабула – Ярки, которая приблизит транспортную инфраструктуру к территориям, где ведется добыча сырья. Сегодня лесники уходят за Ангару – весь лес там, и его надо к железнодорожной станции подвезти автотранспортом. Чем короче будет это расстояние, тем ниже окажется стоимость одного кубометра леса. Следовательно, наша продукция будет более конкурентоспособна на мировом рынке.

– В ноябре на станции Базаиха завершилась реконструкция контейнерного терминала, увеличившая его перерабатывающую способность практически втрое. Это работа на перспективу?

– Контейнерные перевозки динамично развиваются. В прошлом году мы достигли рубежа в 2 млн тонн по перевозкам пиломатериалов в контейнерах со станции Лесосибирск, где у нас находятся два лесоперерабатывающих предприятия. Этот проект стартовал в 2008 году. Тогда был дефицит полувагонов, и чтобы сохранить объемы перевозок Лесосибирского комбината, мы разработали и внедрили схему ускоренной контейнерной доставки продукции. Оказалось, что это выгодно и лесникам, и нам. За эти годы услуга не только не потеряла актуальности, но и получила развитие. Существенно расширилась география контейнерных маршрутов.

Развитие контейнерных перевозок – одна из стратегических задач, без которых невозможно повысить конкурентоспособность компании на международном транспортном рынке. В целом по дороге в этом направлении мы ежегодно прибавляем 10%, и 2016-й не стал исключением. И конечно, развивая контейнерный терминал на станции Базаиха, увеличивая его перерабатывающую способность, внедряя современные технологии, наши партнеры – компания "ТрансКонтейнер" – учитывали эту тенденцию. Это крупнейший в крае контейнерный терминал. Он находится в зоне ключевых транспортных развязок Красноярского края. Кроме Транссиба это еще и федеральная автотрасса М53, связывающая Восточную и Западную Сибирь, а также речной порт на Енисее с выходом на Северный морской путь.

– В прошлом году во многих секторах российской экономики продолжилась тенденция к замораживанию и даже отказу от реализации крупных инвестпроектов. Каково положение дел на дороге?

– Для нас 2015–2016 годы стали рекордными по объему инвестпрограмм за последние 15 лет. Только вложения в комплексную реконструкцию южного хода дороги Междуреченск – Тайшет составили 12,6 млрд руб.

В прошлом году завершили крупнейший проект – сдали в эксплуатацию новый приемо-отправочный парк для пропуска восточного грузопотока на станции Иланская на Транссибе. Пропускная способность станции возросла на 30 пар поездов. В первый же день работы нового парка дорога установила рекорд, отправив на станции Юрты и Тайшет 91 поезд, в том числе составы повышенной длины и массы – весом 6300 и 7100 тонн.

Новый парк необходим для пропуска грузопотоков, поступающих с южного хода на Транссиб по новой соединительной ветке Авда – Громадская, которая была сдана годом раньше. В дальнейшем станция Иланская будет способна принять еще 15 пар поездов с магистрали Кызыл – Курагино, строительство которой запланировано на среднесрочную перспективу.

На завершающую стадию вышла реконструкция Козинского виадука. Это одно из самых сложных инженерных сооружений не только на нашей магистрали, но и на всей сети. Осенью на мосту мы заменили старые железобетонные пролеты на новые, металлические, ранее укрепили опоры моста. Продолжается реконструкция Второго Джебского тоннеля. Строятся вторые пути, обновляется система электроснабжения на направлении от Абакана до Саянской (общая протяженность почти 400 км), строится разъезд Петропавловка на перегоне Агул – Коростелево.

Так что ни о каком замораживании инвестпрограммы и отказе от инфраструктурных проектов речи не идет. Мы должны обеспечивать спрос на перевозки, а массовые грузы из Сибири можно вывозить только по железной дороге. Поэтому работаем на увеличение пропускных способностей.

– 2016-й в РЖД был объявлен Годом пассажира. Что это дало пассажирам?

– Стартовал целый ряд проектов, ориентированных на повышение качества обслуживания пассажиров. На станции Иланская приступили к строительству нового вокзала, который сможет ежегодно обслуживать более 100 тыс. человек. В Ачинске модернизируем здание вокзала: здесь появится новый фасад, будет капитально отремонтирован пешеходный тоннель. Планируем модернизировать и вокзал в Красноярске.

В 2019 году нам предстоит принимать гостей Всемирной зимней универсиады, и инфраструктура должна соответствовать современным стандартам перевозок. Уже в этом году в рамках подготовки к Универсиаде запланировано строительство дополнительных грузопассажирских лифтов, которые позволят людям с ограниченными возможностями перемещаться с этажа на этаж. Вообще это один из важнейших проектов – модернизация зданий вокзалов, построенных 50–100 лет назад, под нужды инвалидов. Встроить тот же пандус для колясочников в старое сооружение довольно сложно, но мы нашли выход. В частности, в прошлом году для ряда станций приобрели подъемники, чтобы пассажиры, не покидая коляски, попадали в вагон или на перрон. Эта работа будет продолжена.

Кроме того, в прошлом году появились новые направления пассажирских перевозок – с середины декабря работает прямой маршрут Красноярск – Ачинск – Абакан. Для этого в расписание введен беспересадочный вагон. Поездка в нем и комфортнее, и существенно дешевле. Также добавлен пригородный поезд Красноярск – Ачинск – Боготол, востребованный студентами.

Важное событие и для пассажиров, и для нас – приобретение четырех поездов ЭД9Э. Они очень удобны для внутригородских перевозок. Конечно, хотелось бы, чтобы обновление подвижного состава происходило интенсивнее, чтобы он был удобным, комфортным, современным.

В преддверии Универсиады этот вопрос обретает особую актуальность. Это масштабное событие, предполагающее большое число гостей. И электрички как всепогодный и наиболее вместительный вид транспорта становятся практически ключевым звеном транспортного обеспечения спортивных мероприятий. Тем более что в Красноярске большая часть спортивных объектов Универсиады расположена в шаговой доступности от маршрута городских электропоездов. При этом к 2019 году возникнет необходимость приобретения 12 поездов ввиду истечения срока службы. Поэтому вопросы обновления подвижного состава, требующие серьезных денежных вливаний, обсуждаем на уровне губернатора Красноярского края: как совместно решить эти задачи, подключить, может быть, и федеральные органы власти.

– Как в целом оцениваете развитие проекта "Городская электричка" в Красноярске?

– Он развивается хорошими темпами. Сегодня "Городская электричка" – это 32 пары поездов, осуществляющих тактовые перевозки (через определенные, равные промежутки. – Ред.). В схему движения входят уже 17 остановочных пунктов, интервал между поездами в часы пик – 15–30 минут. Вот уже третий год подряд мы перевозим более миллиона пассажиров, и их число растет.

Все плюсы городской электрички проявляются в непогоду, когда миллионный город встает. В частности, мы это почувствовали в ноябре прошлого года, когда начались обильные снегопады, затруднившие движение автотранспорта. Число пассажиров городских электричек сразу увеличилось на 10%.

На всех городских маршрутах действует единый тариф – 19 руб., независимо от дальности поездки. Само по себе введение единого тарифа – уже прорыв. Такое решение региональных властей, по сути, сделало городские поезда неотъемлемой частью транспортной системы мегаполиса. Кроме того, проезд дешевле, чем в других видах транспорта. Плюс удобная система расчетов, когда оплатить проезд можно непосредственно в вагоне.

Расширяется и география городской электрички. В прошлом году решением правительства края в проект включена ветка Красноярск – Дивногорск, что сразу же дало приток пассажиров и порадовало дивногорцев, которые теперь имеют возможность покупать билет за 19 руб. Это самый дешевый способ добраться из города-спутника до Красноярска.

Открыты бесплатные перехватывающие парковки для пассажиров городской электрички на станциях Енисей и Красноярск-Северный. За два минувших года построены посадочные платформы – Водопьяново и Белые Росы, расположенные в густонаселенных районах города. Спроектирована платформа Северное Шоссе. К Универсиаде планируем построить платформы Тихие Зори и Бобровый Лог на направлении Красноярск – Дивногорск.

Железная дорога в черте Красноярска построена 50 лет назад, и сегодня мы подстраиваем уже имеющуюся инфраструктуру, совершенствуем ее с учетом новых стандартов. И понятно, что у нас есть определенные сложности. К примеру, опаздываем по созданию транспортно-пересадочных узлов – сейчас их всего два, а надо построить шесть. Планируем построить еще 16 посадочных платформ, чтобы охватить все микрорайоны, максимально приблизить электрички к пассажирам. Их расположение должно быть адресным, чтобы пассажирам было удобно ими пользоваться. Немного ошибешься с расчетами – и платформа уже будет неудобной. В среднесрочной перспективе необходимо замкнуть кольцо, сделать остановочные пункты возле каждого промышленного предприятия, учесть перспективные планы по строительству в городе жилых массивов, спортивных объектов.

Уже сейчас очевидно, что городская электричка доказала свою эффективность, а после реализации всего задуманного пассажиропоток может возрасти в десятки раз.

– Каковы планы на этот год?

– Основным вектором развития для нас остается клиентоориентированность как в грузовых, так и в пассажирских перевозках. Будем совершенствовать сектор дистанционных услуг для бизнеса, привлекать новых клиентов, разрабатывать и внедрять новые предложения для пассажиров, ведь с завершением 2016-го Год пассажира для нас не закончился.

Уверен, у нас есть все необходимое, чтобы в этом году дорога также отработала успешно, чтобы все производственные задачи были выполнены.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок16.01.2017