16-03-21 / 2021
Новости отрасли
С учетом эффекта низкой базы прошлого года и роста азиатских рынков сбыта в этом году на сети РЖД грузооборот вырастет

В планах РЖД на 2021 год – увеличение доходов от перевозок на 7,5% к 2020-му и расходов – на 5,9%. Погрузка должна вырасти на 1,6%, грузооборот – на 2,5%. Достижение этих показателей зависит исключительно от состояния мировой экономики и спроса на российскую продукцию, отмечает аналитик "Фридом Финанс" Валерий Емельянов. "Учитывая эффект низкой базы 2020 года, а также опережающий рост азиатских рынков сбыта, можно сказать, что грузооборот неизбежно вырастет, и 2,5% – это еще консервативная цель. В денежном выражении компания вряд ли сможет прибавить более 5%. В условиях замораживания тарифов у компании не остается особых возможностей для быстрого наращивания выручки", – говорит он.

Напомним, что по итогам прошлого года погрузка на сети по сравнению с 2019-м снизилась на 2,7%, грузооборот – на 2,5%. Доходы от перевозок снизились на 1,6%, но при этом превысили план на 1,1%, а расходы выросли на 1,2%. Чистая прибыль составила 300 млн руб.

"Для компании, которая занимает 5,5% ВВП, 300 млн руб. – это почти нулевой результат. В защиту РЖД можно отметить лишь то, что год выдался форс-мажорным. И падение грузоперевозок могло быть гораздо более сильным, если бы промышленность в России находилась в столь же жестких карантинах, как и на Западе. Фактически II полугодие вытянуло результат по обороту грузов, во многом это банальная удача: подскочил спрос на металлы и уголь. Это не говорит о том, что РЖД имеет системные проблемы, скорее, указывает на стабильность ее бизнес-модели: компания оперативно следует за рыночными трендами", – комментирует В. Емельянов.

Исходя из отчетности ОАО "РЖД", есть резерв наращивания долговой нагрузки для финансирования инвестиционной программы на 2021-2023 гг.

Аналитик отмечает, что у компании довольно ограниченные возможности по безопасному наращиванию долга. РЖД является обладателем международного рейтинга Baa2 по версии Moody's, причем с негативным прогнозом. "Компания в одном шаге от спекулятивного уровня, и ей неизбежно приходится это учитывать при планировании будущей кредитной нагрузки. Соотношение чистый долг/EBITDA приближается к 4, что опять же говорит о высоких рисках роста ставки по займам. Я бы сказал, что без поддержки государства РЖД в обозримом будущем не сможет самостоятельно наращивать капитальные затраты. В лучшем случае сможет удержать их на текущем уровне", – резюмирует он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер16.03.2021