03-11-15 / 2015
Новости отрасли
С РЖД "отожмут" лишнее

Минимум на 56 млрд руб. в результате публичного технологического и ценового аудита подешевеет модернизация Восточного полигона, обещают в ОАО "РЖД" и Экспертном совете при правительстве. А благодаря введению таких инструментов, как внешняя экспертиза начальной цены контракта, оптимизируются и закупки компании. По крайней мере такие задачи преследует план, который подписали стороны в конце минувшей недели.

Сбить цену с БАМа

Как уже сообщал РЖД-Партнер, план мероприятий, который подписали ОАО "РЖД" и Экспертный совет при правительстве, условно можно разделить на 4 блока. И один из них направлен на повышение эффективности инвестиционной деятельности компании, в том числе отдельных крупных инвестпроектов.

Среди последних самыми масштабными на сегодня являются проекты ВСМ Москва - Казань и Восточный полигон (модернизация БАМа и Транссиба). В соответствии с указами президента РФ Владимира Путина трехлетней давности оба проекта должны подвергнуться публичному независимому технологическому и ценовому аудиту. Его главная цель - снизить стоимость проектов при сохранении качества исполнения. По словам министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, по нескольким ключевым элементам Восточного полигона в этом смысле уже удалось добиться впечатляющего эффекта. Предварительные итоги их аудита, по словам министра, рассматривались 2 недели назад на заседании правительственной комиссии по транспорту.

"Надо сказать, что в результате этого рассмотрения проекты и объекты, которые прошли через технологический и ценовой аудит, сегодня оптимизируются, и затраты на их строительство сокращаются от 10 до 20%. За счет чего? Первое - за счет принятия более качественных технологических решений. А второе - за счет оптимизации стоимости и показательного сравнения основных затрат со всеми возможностями, которые предоставляет рынок", - сказал М. Абызов.

 

Таким образом, успевшая стать официальной сумма 562 млрд руб. (объем средств, который оценивался как необходимый для реализации Восточного полигона) может быть ощутимо снижена, резюмировал глава РЖД Олег Белозеров. А высвобождающиеся за счет этого средства, в свою очередь, могут быть перенаправлены на другие инвестпроекты компании. Например, на ВСМ Москва - Казань, добавил М. Абызов. Окончательное решение по параметрам финансирования из ФНБ (один из источников модернизации БАМа и Транссиба), по его словам, за президентом и главой правительства страны, но Открытое правительство и РЖД будут добиваться сохранения лимитов из фонда, закрепленных за перевозчиком (150 млрд руб.).

Технологический и ценовой аудит Восточного полигона продолжится, рассказал министр по делам Открытого правительства. Впереди на рассмотрении еще 5 объектов. "Самое главное, что мы научились проводить эту работу, не задерживая выполнение самих мероприятий. Этот риск преодолен, и сегодня мы в графике", - заверил М. Абызов.

"Шопинг" под присмотром

Еще один блок совместного плана Экспертного совета при правительстве и РЖД посвящен совершенствованию закупочной деятельности компании. В частности, планируется "внедрение практики внешней профессиональной экспертизы начальной (максимальной) цены контракта, цен договоров, предельных цен и других форм ценовых предложений заказчиков РЖД с учетом проекта по формированию стратегии управления ценами", поясняют в АЦ "Форум" (куратор Открытого правительства).

Сейчас, напомним, закупками товаров и услуг для нужд перевозчика занимаются его структурное подразделение - Центр организации закупочной деятельности, Росжелдорснаб (филиал РЖД) и ОАО "Торговый дом РЖД" (дочерняя компания). Руководящим документом для них является положение о закупке товаров, работ, услуг, последняя редакция которого вступила в силу 1 января этого года. Обновленное положение преследует несколько основных задач, в том числе сделать процесс приобретения прозрачнее и удобнее для поставщиков компании, а также повысить долю конкурентных закупок (до 75% к концу текущего года). По итогам I квартала, как ранее отмечали в Центре организации закупочной деятельности, соответствующий показатель достиг 60%, но в последующие месяцы в РЖД ожидали его роста.

Следует отметить, что при подготовке положения РЖД учло замечания ряда ведомств, в том числе ФАС России. Так, антимонопольщики рекомендовали уточнить некоторые позиции документа, которые, по их мнению, могли привести к устранению конкуренции. "В настоящее время документ соответствует требованиям законодательства и способствует развитию конкуренции среди многочисленных поставщиков компании. Есть все основания полагать, что применение новых требований к закупочной деятельности ОАО "РЖД" будет способствовать эффективному удовлетворению потребностей компании и достижению целей и принципов законодательства в сфере закупок отдельными видами юридических лиц", - комментировал год назад глава ФАС Игорь Артемьев.

Различные эксперты неоднократно отмечали, что положение о закупках РЖД в нынешнем его виде подготовлено на достаточно высоком уровне, тем не менее его актуализация "с учетом лучших практик является насущной задачей", считает статс-секретарь - вице-президент ОАО "РЖД" Анатолий Мещеряков.

Кстати, сам план РЖД и Экспертного совета при правительстве, по словам топ-менеджера, будет опубликован в открытом доступе в ближайшее время.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру03.11.2015