17-02-14 / 2014
Новости отрасли
С риском для жизни

В последнее время широкое распространение получила реклама предложений от недобросовестных фирм, обращенная к владельцам грузовых вагонов.

Неопределенность перспективы продления срока службы подвижного состава порождает недобросовестные услуги в вагоноремонтной сфере .

Никита Битюцкий, исполнительный директор Экспертного центра подвижного состава, к. т. н.

– Никита Александрович, на сегодняшний день в рекламных рассылках предлагается несколько способов продления срока службы вагонов. Например, продление на год, которое делается в течение недели. Цена – от 20 до 26 тыс. руб., в зависимости от того, будет производиться осмотр или нет. Еще один вариант – на 6 лет: делается от последней даты планового ремонта вагона. Причем не важно, когда был сделан предыдущий ремонт – до сентября 2013 года или после. Предлагается и продление в момент проведения планового ремонта. Цена – 185 тыс. руб., срок – до 14 дней. Есть и такая услуга, как восстановление вагонов, при этом они будут, так сказать, омоложены до 1998–2003 годов. Цена вопроса – 235 тыс. руб., срок – до 45 дней. Что можно сказать по этому поводу?

– Нам достоверно известно, что аналогичные предложения по продлению срока службы грузовых вагонов от недобросовестных компаний стали поступать примерно с середины 2013 года. Предыстория вопроса вот в чем: информация об очередных грядущих запретах продления срока службы начала появляться в СМИ и прочих источниках еще в конце 2012-го. Вследствие этого спрос на процедуру продления срока службы значительно вырос. Основная часть компаний, по моему мнению, успела вовремя провести необходимые мероприятия и получить технические решения. Остальные продолжали искать всевозможные способы продлить срок службы вагонов более чем на 1 год уже после появления постановления правительства № АД-П9-2655 от 18 апреля 2013 года, согласно которому введена норма о временном проведении продления срока службы грузовых вагонов на срок не более 1 года.

– Но насколько законны такой поиск альтернативных решений и появление обсуждаемой услуги?

– По этому поводу можно констатировать следующее. Во-первых, диагностирование технического состояния входит в обязательный перечень работ при проведении продления срока службы подвижного состава и позволяет установить текущее техническое состояние объекта и провести его натурную идентификацию. Результаты диагностирования используются при определении остаточного ресурса вагона в целом и служат для обоснования возможности продления срока службы с соблюдением необходимого уровня безопасной эксплуатации. (См. Единые методические указания по техническому диагностированию грузовых и рефрижераторных вагонов… утвержденные Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций от 16 января 2003 года.) Таким образом, предлагаемую услугу без осмотра иначе как фальсификацией технических документов назвать нельзя, что является грубым нарушением требований действующих нормативных документов.

Во-вторых, продление срока службы на 6 лет при выполнении плановых видов ремонта (ДР или КР) в настоящий момент в связи с вышеуказанным постановлением на территории России невозможно. Причем предлагаемое продление срока службы на 6 лет выбрано не случайно. Как известно, в 2013 году протоколом 56-го заседания Комиссии Совета (п. 42) Информационно-вычислительному центру железнодорожных администраций было поручено исключить соответствующие коды для реализации задачи недопущения продления срока службы грузовых вагонов на срок более 6 лет при проведении плановых видов ремонта. Соответственно, и эта услуга является нарушением требований действующих нормативных документов на территории Российской Федерации.

– В чем заключается риск такого восстановления (омолаживания) вагонов, которое сейчас широко предлагается в рекламных рассылках?

– Омолаживание подвижного состава является грубым нарушением требований действующих нормативных документов и существенно повышает риски возникновения транспортных происшествий, так как срок фактической эксплуатации вагона в этом случае может превысить допустимые Положением о продлении значения. При выполнении таких услуг о соблюдении условий безопасной эксплуатации даже речи не идет. Поэтому я хотел бы предостеречь всех собственников подвижного состава и операторские компании от проведения подобных работ в связи с тем, что они подвергают опасности всех участников перевозочного процесса и способствуют полному запрету процедуры продления срока службы на территории нашей страны.

Беседовала Оксана Перепелица

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок17.02.2014