15-09-09 / 2009
Новости отрасли
С помощью проверок в портах Госжелдорнадзор рассчитывает разобраться в том, кто виноват в порче подвижного состава: железнодорожники ил...

Проверке подвергнутся сразу несколько портов. Как рассказал начальник Северо-Западного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергей Семенов, в сентябре в Мурманском морском торговом порту (ММТП) начнет работать комиссия Госжелдорнадзора, задача которой, с одной стороны, отследить, с каких дорог в адрес порта приходят поврежденные вагоны (и есть ли таковые вообще). С другой - оценить объем подвижного состава, повреждаемого во время переработки в порту. - Сейчас Госжелдорнадзор уже ведет проверки в нескольких портах, в том числе Архангельске и Ванине, - рассказал Сергей Семенов. - Однако в отношении ММТП нареканий больше всего. С другой стороны, у нас есть достаточно оснований утверждать, что часть вагонов поступает в порт уже поврежденными со станций погрузки (в основном с ЗСЖД - из Кузбасского угольного бассейна). Но доказать этот факт проблематично. Главная задача, как отмечают в ведомстве, сделать так, чтобы учет поврежденных вагонов, которые поступают на ОЖД, велся по станции погрузки и оперативно передавался на дорогу. Без оперативности применять меры административного воздействия к лицам, выпускающим на сеть неисправные вагоны или ответственным за их повреждения, невозможно - срок давности по таким нарушениям составляет месяц. По данным ММТП, которые он предоставил в Госжелдорнадзор, только в течение августа 2009 года в порт пришли 7044 уже поврежденных вагона. "Ситуация с проследованием по сети РЖД и последующим попаданием в порт поврежденных грузовых вагонов практически исключена, - заявил первый заместитель начальника департамента вагонного хозяйства ОАО "РЖД" Александр Лукьянов. - В комплексе вагонного хозяйства ОАО "РЖД" действует отлаженная и технически оснащенная система выявления неисправностей вагонов. Каждый вагон неоднократно осматривается на ПТО, все неисправности устраняются". По его словам, для того чтобы полностью исключить необоснованные претензии к компании, ММТП необходимо наладить объективный входной контроль вагонов. А по словам инспектора службы вагонного хозяйства ЗСЖД Юрия Стрекалова, при погрузке угля на Кузбасском отделении вагоны просто не могут повреждаться. Погрузка производится из бункера, и топливо ссыпается прямо в вагон. За этим следит оператор, который находится в нескольких метрах от погрузочной линии. Весь механизм погрузки настолько четко отлажен и высокотехнологично механизирован, что сохранность вагонов находится на очень высоком уровне. Максимум, что может быть, это царапина, которую и повреждением - даже мелким - не назовешь. "Вся проблема именно в том, что поврежденные вагоны приходят к нам уже из Мурманского порта, мы к браку не имеем никакого отношения", - сказал представитель ЗСЖД. Заместитель начальника инспекции по сохранности вагонного парка ОАО "РЖД" Владимир Федоренко сказал, что за семь месяцев этого года при погрузочно-разгрузочных и маневровых работах выявлено 29,3 тыс. поврежденных вагонов. Причем 97% из них повредили на подъездных путях предприятий. Морские порты, за исключением Восточного и Усть-Луги, выгружают уголь многотонными грейферами. И риск повреждения высочайший. Примерно две трети от всего числа поврежденных вагонов нам дают порты. Мурманск - это номер один, далее - порт Посьет в Приморье и порты Азово-Черноморского региона: Туапсе, Темрюк, Азов. Владимир Федоренко заметил, что в ММТП повреждено 12 тыс., из которых более трети - постройки 2004-2009 годов. Выгрузку угля порт начал в 2002 году и до сих пор, кроме грейферов, ничего не имеет. По сути, в Мурманске бьют грейферами каждый 10-й вагон. Однако заместитель генерального директора по коммерческой работе ОАО "Мурманский морской торговый порт" Ирина Чеханюк сообщила, что проблема не только в технологиях разгрузки, применяемых в порту. "Железная дорога сама к нам отправляет в основном старый подвижной состав (в отдельные месяцы это до 60% вагонов со сроком эксплуатации свыше 22 лет). В управлении Дальневосточной магистрали отмечают, что в текущем году практически все морские порты региона, применяющие грейферную выгрузку, увеличили число повреждений вагонов. Причем в начале года бой вагонного парка сократился в связи с падением объемов перевозки - почти на 50% по сравнению с прошлогодним периодом. Однако с мая картина стала меняться. Грузопоток в адрес дальневосточных портов начал неуклонно расти, поднялась, в частности, выгрузка угля. Кроме того, на дороге был введен особый режим по обеспечению сохранности вагонного парка, в результате чего стало больше выявляться вагонов с полученными дефектами. Эксперт считает, что наиболее эффективный способ решения проблемы - экономический. Тариф на перевозку груза в направлении ММТП должен учитывать риски владельца вагона, возникающие при грейферной выгрузке, и быть выше, нежели в направлении других портов. Таким образом, ММТП будет вынужден снижать стоимость перевалки либо устанавливать вагоноопрокидыватели, чтобы быть конкурентоспособным.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок15.09.2009Снимем порчу