09-12-20 / 2020
Новости отрасли
С отметкой «минус»

В России успешно завершился эксперимент по полному контролю холодовой цепи при железнодорожных перевозках рефрижераторных грузов

В начале декабря АО "ГЛОНАСС" объявило о завершении эксперимента по сквозному контролю температурного режима при транспортировке скоропортящихся грузов. Эксперты компании подготовили и направили в Россельхознадзор отчет о результатах его проведения. По их оценке, введение системы контроля непрерывной холодовой цепи (комплекс организационно-технологических мер, обеспечивающих поддержание необходимого температурного режима на всем пути движения грузов) и ее масштабирование на все перевозки скоропортящихся грузов даст возможность отказаться от ветеринарно-санитарного осмотра на конечном и промежуточных пунктах, что поспособствует переориентации такой продукции с автомобильного транспорта на железнодорожный.

Практическая часть эксперимента длилась четыре месяца – с конца июня по октябрь этого года. За это время участники проекта организовали семь перевозок скоропортящихся продуктов, контроль соблюдения температурных условий осуществлялся в 17 контейнерах.

Две отправки из семи реализованы в мультимодальном формате (автомобильным и железнодорожным транспортом). Общий пробег грузов под температурным контролем составил 145,785 тыс. км. Максимальное время контроля соблюдения температурного режима – 32 дня 23 часа и 22 минуты (на маршруте город Артем (Приморский край) – Санкт-Петербург).

На всем пути следования контейнеры, оснащенные специальным измерительным оборудованием для фиксации показателей температуры и влажности с термодатчиков, установленных в том числе в толще груза, в режиме онлайн собирали и передавали участникам перевозки и надзорным органам информацию о местоположении и температуре продукции.

Для сбора и обработки информации, содержащей координатно-временные и температурно-влажностные параметры, использовалась автоматизированная система мониторинга на базе государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" (АСМ ЭРА). Она обеспечивала информационное взаимодействие с Федеральной государственной информационной системой в области ветеринарии (ФГИС "ВетИС") в соответствии с требованиями Россельхознадзора. В ходе каждой перевозки у участников эксперимента и регуляторов была возможность через веб-интерфейс АСМ ЭРА наблюдать за перемещением транспортных средств или контейнеров со скоропортящимися грузами, отслеживать соблюдение заданного температурно-влажностного режима.

В процессе перевозки для оценки корректности работы датчиков производились тестовые нарушения температуры грузов. Все подобные случаи отражались в системе, данные об изменениях режима передавались логистическим операторам. Таким образом, участники перевозки в онлайн-формате получали информацию о критических событиях и могли оперативно реагировать на нарушения температуры, сохранив необходимые параметры транспортировки груза.

Как отмечается в официальном заявлении АО "ГЛОНАСС", результаты эксперимента позволяют предположить, что сквозной контроль за температурой перевозки скоропортящихся грузов даст возможность отказаться от ветеринарно-санитарного осмотра перевозимого груза на конечном и промежуточных пунктах.

"Важным аспектом проекта является способность системы предоставлять данные о температурно-влажностном режиме не только логистическим операторам, но и всем остальным участникам процесса поставки – производителям товаров и ретейлу. Это обеспечит контроль за всей цепочкой перевозки "скоропорта", гарантировав качество конечной продукции.

Полученные в ходе эксперимента данные также позволяют сделать вывод о необходимости масштабирования технологии контроля холодильной цепи на все перевозки скоропортящихся грузов", – отмечается в заявлении.

По словам президента Ассоциации организаций продуктового сектора Михаила Синева, введение системы по контролю непрерывной холодовой цепи на государственном уровне – первый шаг к наведению порядка в доставке качественных продуктов питания.

"Основной плюс системы для экспедиторских компаний скоропортящейся продукции заключается в том, что пропадает необходимость предъявлять груз для многократного досмотра ветеринарным и иным контролирующим службам, – считает Михаил Синев. – Это прямая экономия на затратах, связанных с досмотром скоропортящихся грузов. Прямой экономический эффект по итогам года для всего рынка составит порядка 100 млн руб.".

По его словам, сейчас операторы и экспедиторы являются заложниками грузоотправителей, которые могут предъявить груз в любом температурном режиме.

"Например, мы грузим рыбу непосредственно с судов, холодильников, иногда рыба завозится на терминал автотранспортом. И у нас возникает необходимость в дозаморозке грузов, в случае если она доставлена без соблюдения надлежащего температурного режима. В случае если устанавливается контроль над всей цепочкой перевозок, то у нас исключаются расходы по дозаморозке грузов", – рассказал Михаил Синев.

Для обеспечения продовольственной безопасности России по результатам эксперимента рассматривается возможность создания мобильного приложения для граждан, которое поможет узнать, осуществлялся ли мониторинг температурного режима при перевозке конкретного продукта и были ли допущены критические нарушения температуры. Такой сервис даст человеку возможность аргументированно принимать решение о покупке самых чувствительных к нарушениям условий транспортировки продуктов: овощей, фруктов, рыбы и прочего.

Кроме того, сквозной контроль холодильной цепи при транспортировке товаров является одной из приоритетных задач транспортно-логистической отрасли. Автоматизированное отслеживание качества реализуемого "скоропорта" позволит гражданам быть уверенными в безопасности приобретаемой продукции, а бизнесу – избежать расходов на утилизацию испорченных в процессе перевозки товаров и перекладывания на ретейл ответственности за качество доставляемых скоропортящихся продуктов. В дальнейшем тиражирование данной технологии обеспечит переход от устаревшего физического контроля перевозок скоропортящихся товаров к современному риск-ориентированному подходу при проведении контрольно-надзорных мероприятий.

"Результаты эксперимента показали, что технологии АО "ГЛОНАСС", в частности система АСМ ЭРА, могут применяться для обеспечения контроля соблюдения температурного режима при транспортировке "скоропорта", – рассказала заместитель генерального директора АО "ГЛОНАСС" Александра Аронова. – Мы готовы взять на себя роль оператора такой общероссийской системы. АО "ГЛОНАСС" готово к взаимодействию со всеми производителями, чьи устройства соответствуют требованиям регулирующих органов. И еще один значимый аспект – участие в проекте компаний – членов АСОРПС было добровольным. Это означает, что на рынке грузоперевозок есть добросовестные компании, открытые к контролю и заботящиеся о качестве продукции. Благодаря показаниям системы во время проездов они корректировали малейшие отклонения от параметров и совершенствовали работу своих холодильных установок".

Сообщается, что логистическую составляющую эксперимента координировал центральный аппарат АСОРПС. Участие в проекте приняли логистические операторы ЗАО "Евросиб СПб – Транспортные системы", ООО "Полярная звезда" (до октября – ООО "Аврора-Логистик"), ООО "МТ Рефтранс", ООО "Дальрефтранс". "При организации контроля температурного режима перевозимых грузов были задействованы разные типы навигационно-связного оборудования. Широкий круг участников позволил протестировать несколько схем размещения и корректность работы датчиков в сформированных схемах", – заключается в заявлении АО "ГЛОНАСС".

Как рассказал "Гудку" Михаил Синев, в дальнейшем планируется масштабирование технологии контроля холодильной цепи при перевозке всеми видами транспорта, хранении и перевалке скоропортящихся грузов путем внедрения этой системы участниками продуктового сектора.

По его словам, после рассмотрения отчета по эксперименту Россельхознадзором (и в случае признания его удачным) должен появиться документ, который легализует внедрение этой системы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152009.12.2020