14-09-12 / 2012
Новости отрасли
С начала года плата за просрочку доставки грузов составила 115 млн рублей

В идеале отношения перевозчика и грузоотправителя должны быть деловыми, размеренными и обоюдовыгодными. Однако на практике изрядная перегруженность транспортных путей оборачивается для обеих сторон нервотрёпкой, неразберихой, претензиями и даже убытками.

Как уже сообщала «ЗМ», в конце августа в управлении ЗабЖД прошло заседание регионального координационного совета, на котором, в числе прочих, обсуждалась и тема снижения штрафных санкций за просрочку в доставке порожних вагонов.

В работе совета приняли участие руководители дороги, её структурных и смежных подразделений, представители Сибирской угольной энергетической компании, первые лица министерства территориального развития Забайкальского края и минтранса Амурской области (по селектору из Благовещенска).

Начальник Территориального центра фирменного транспортного обслуживания Александр Кравчук отметил, что вопрос доставки грузов затрагивает не только интересы перевозчика, но и в большей мере получателей грузов и порожних вагонов.

По словам Александра Евдокимовича, за семь месяцев 2012 года количество предъявленных претензий за просрочку доставки груза, в сравнении с прошлогодним аналогичным периодом, увеличилось в 9,3 раза, их сумма возросла в 13,2 раза.

В январе-июле недовольным клиентам выплачено 115,6 млн руб. в том числе на ответственность Забайкальской железной дороги отнесено 85,7 млн руб. Кравчук назвал основных деловых партнёров, имеющих наиболее веские основания для недовольства обслуживанием. Наибольшее количество претензий в адрес ОАО «РЖД» поступило от Иркутского филиала ОАО «Первая грузовая компания» (1309 требований), ОАО «Востокнефтетранс» и ООО «Транснефть-Логистика» (1014 требований), ЗАО «Альянс Транс-Азия» (372 требования) и ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» (226 претензий).

Начальник ТЦФТО отметил, что претензии за просрочку доставки порожних собственных вагонов составляют 78% от общего количества претензий за просрочку и 93% от общей суммы пени по предъявленным претензиям. Анализ всех случаев показывает: основными причинами нарушения сроков доставки грузов и порожняка со стороны дороги является наличие излишнего парка пустых вагонов по станциям погрузки – когда сказывается недостаток локомотивов и локомотивных бригад. То же бывает и в пути следования – как на станции погрузки, так и там, где расположены вагоноремонтные предприятия. Излишек невостребованных вагонов приводит к перегруженности инфраструктуры, делает её, по словам Александра Кравчука, «непроезжей» и часто вынуждает перевозчика «бросать» поезда. Задержки по причине устранения неисправностей, занятость путей станций технически неисправными собственными вагонами так же негативно сказываются на вагонопотоке и своевременной доставке грузов. Другая причина появления претензий – несоответствие нормативно-правовых документов современным условиям работы железнодорожного транспорта: весь парк стал собственным, а нормативная база распространяется на парк перевозчика.

– Вышедшие в декабре прошлого года изменения в правилах перевозки грузов относительно работы с собственным подвижным составом (приказ минтранса РФ от 3.11.2011 г. №258) кое-что сдвинули в этом вопросе в лучшую сторону, но в целом нормативная база ещё слабовата – сказал Александр Кравчук.

Для улучшения работы в этом вопросе участники совещания обсудили предложения, касающиеся внесения изменений в документ. Речь шла об отправке порожних вагонов на станции погрузки в размерах, не превышающих нормы суточной погрузки у конкретного грузоотправителя. Обсуждалась обязанность собственника подвижного состава платить сбор перевозчику за занятость путей порожними вагонами, не участвующими в перевозочном процессе. Перевозчики предлагали исключить уведомительный характер изменения грузоотправителем собственника подвижного состава и рассмотреть условия, при которых грузоотправитель будет работать с одним оператором подвижного состава.

Александр Кравчук попросил коллег активней включиться в обсуждение всех самых злободневных вопросов, касающихся проблем грузоперевозок, с тем, чтобы часть из них можно было обсудить в минтрансе России, рассматривая вопросы нормативного регулирования работы с собственным парком.

Он обратился к руководителям края и области с предложением провести подготовительную работу с предприятиями малого и среднего бизнеса по вопросам заключения договоров с перевозчиком. Это нужно для удовлетворения потребностей в перевозках грузов по железной дороге с учётом среднесрочной и долгосрочной региональных программ развития.

В договорах прописывается предполагаемый объём перевозок и ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Например, дорога обязуется перевезти согласованный груз по определённой цене в определённом объёме, а грузоотправитель должен предоставить к перевозке указанный объём грузов и несёт ответственность в виде штрафа за нарушение условий договора.

Как отметил Кравчук, решения, которые были приняты на предыдущем заседании со стороны дороги и правительства Забайкальского края, выполнены. Проведено совещание с ОАО «Читауголь», разрезом «Харанорский» и ППГХО по перспективам их работы в части добычи угля в осеннее-зимний период.

Однако по итогам семи месяцев, с учётом того, что уголь не пошёл на восточный регион, погрузка «чёрного золото» к уровню прошлого года стала ниже на 1 млн тонн. СУЭК на сегодняшний день недогружает 1,969 тыс. тонн, ППГХО – 485 тыс. тонн. В Амурской области снижение погрузки к 2011 году составило 87 тыс. тонн.

Стремительное приближение холодов обязывает оперативно решать и эту проблему.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Забайкальская магистраль13.09.12Претензий – вагон