15-01-19 / 2019
Новости отрасли
С леса снимают стружку

Модернизация и расширение мощностей российских предприятий лесопромышленного комплекса обеспечили высокий спрос на необработанные лесные грузы внутри страны, что позитивно повлияло на рост их перевозок во внутригосударственном сообщении. Такие условия позволят увеличить объемы экспорта переработанных высокомаржинальных лесных грузов в 2019 году, так как спрос на эту продукцию на зарубежных рынках также высок.

Ограничение вывоза круглого леса стимулировало развитие обрабатывающей отрасли. По данным Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО "РЖД", по итогам прошлого года погрузка лесных грузов составила 45,7 млн тонн (+2,4 млн тонн, или +5,6%, к результату 2017 года).

Показатель удалось увеличить за счет высокого спроса на круглый лес, дрова и измельченную древесину на внутреннем рынке. В свою очередь, на спрос со стороны российских предприятий повлияли меры Правительства РФ по сокращению экспорта необработанной древесины и стимулированию внутреннего рынка к переработке сырьевых ресурсов. В частности, обрабатывающим компаниям предоставляются льготные арендные ставки, сниженные ставки по кредитам и освобождение от уплаты НДС при ввозе технологического оборудования, аналогов которому нет в России.

"АО "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" (АЦБК, полигон Северной железной дороги, СЖД) провело модернизацию производства в апреле – июне 2017 года и увеличило производственные мощности, ООО "Пестовский лесопромышленный комплекс" (Октябрьская железная дорога) открыло обновленное производство в ноябре 2017 года, а ООО "Устьянский лесопромышленный комплекс" (СЖД) завершило монтаж оборудования цеха сортировки пиломатериалов и сортировочных линий круглых лесоматериалов. И это далеко не полный список российских предприятий с возросшими объемами потребностей в лесном сырье. Помимо указанного положительное влияние на погрузку оказали благоприятные погодные условия для заготовки леса в ряде регионов, в том числе в Вологодской и Архангельской областях, а также в Республике Коми", – подчеркнул заместитель начальника ЦФТО Александр Хатьянов.

В качестве еще одного тренда 2018 года в ЦФТО отметили возросший спрос на перевозки лесных грузов на экспорт в контейнерах, преимущественно в Китай. ОАО "РЖД" в 2018 году обеспечило вывоз свыше 5 млн тонн лесных грузов на экспорт в контейнерах (около +50% к аналогичному показателю 2017 года). Доля контейнерных экспортных отправок лесных грузов в КНР в прошлом году составила 18,5% в сравнении с 10,7% годом ранее.

"В 2019 году компания также ожидает сохранения роста объемов экспорта лесных грузов в контейнерах. Этому в том числе будет способствовать продление на 2019 год действия понижающего коэффициента 0,928 на экспортные перевозки контейнеров через погранпереходы Забайкальск и Наушки. Спрос на сырье на внутреннем рынке в 2019 году также продолжит расти, в том числе за счет модернизации производственных мощностей. В частности, АЦБК в I квартале этого года запланировал ввод в строй самой большой в России картоноделательной машины, а АО "Лесосибирский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат № 1" в этот же период планирует открытие завода по производству топливных гранул (пеллет). В целом в 2019 году эксперты ЦФТО прогнозируют сохранение объемов погрузки лесных грузов по сети ОАО "РЖД" на уровне 2018 года", – резюмировал Александр Хатьянов.

Согласно базовому прогнозу Минэкономразвития (опубликован в октябре прошлого года. – Ред.), производство необработанных лесоматериалов вырастет на 1,6%, бумаги и бумажных изделий – на 4,5% к уровню 2018 года. Предполагается, что экспорт будет сдерживаться такими факторами, как повышение таможенных пошлин на вывоз круглого леса дальневосточных пород с 1 января 2019 года и введение квот на вывоз бревен березы диаметром от 15 см за пределы территории РФ в страны, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, в течение I полугодия 2019 года (предусмотрено постановлением Правительства РФ).

Между тем аналитики отмечают непрекращающийся рост погрузки лесных грузов на сети РЖД с 2013 года. Руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Слободяник также ожидает роста объемов переработки древесины, что связано в том числе с поэтапным увеличением экспортных пошлин, которые будут значительно ниже для предприятий, осуществляющих глубокую переработку древесины.

"Так, экспортные пошлины на круглый лес могут вырасти с 25% в 2018 году до 80% к 2021 году, а для предприятий, занимающихся глубокой переработкой лесоматериалов и отправляющих их на экспорт, пошлины будут на уровне 6,5%. В 2019 году в связи с увеличением внутренних производственных мощностей по обработке лесоматериалов следует ожидать роста отправок необработанной древесины и увеличения экспортных отправок переработанных лесоматериалов", – считает эксперт.

По мнению вице-президента Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России (СЛЛР) Андрея Фролова, экономических резонов для серьезного снижения объемов вывоза круглого леса в Китай сейчас нет. Более тонкой темой в вопросах перевозки лесных грузов на экспорт является вопрос своевременного обеспечения отрасли подвижным составом", – подчеркнул Андрей Фролов.

Заместитель директора по аналитическим исследованиям ПАО "Научно-производственная корпорация "Объединенная вагонная компания" Лейсана Коробейникова констатировала появление в стране новых проектов по лесопереработке. К примеру, ООО "Группа компаний "Сегежа" представила параметры инвестпроекта по строительству в Галиче фанерного комбината с проектной мощностью 130 тыс. куб. м в год. Инвестор планирует вложить в производство почти 9 млрд руб. Строительство объекта должно начаться уже в следующем году, а завершиться в 2021 году.

Кроме того, по словам эксперта, к 2020 году в Сокольском районе Вологодской области может заработать новое предприятие по производству CLT-панелей – современного строительного материала, получаемого из древесины хвойных пород, применяемых в домостроении. Планируется, что общий объем инвестиций в проект составит 1,7 млрд руб. После выхода комбината на расчетную мощность он сможет ежегодно производить более 35,4 тыс. куб. м CLT-панелей. По толщине панели могут варьироваться от 6 до 40 см, а по длине – до 24 м, то есть одна панель может выступать фасадом дома.

По оценке Лейсаны Коробейниковой, перевозки лесных грузов железнодорожным транспортом будут расти и далее по мере развития лесопромышленного комплекса РФ, при этом ожидается увеличение несырьевого экспорта.

В то же время грузоотправители сталкиваются с дефицитом подвижного состава для перевозки лесных грузов, что подтверждается результатами анкетирования ИПЕМ в рамках конференции "Рынок леса и пиломатериалов России – 2018". Наиболее часто грузоотправители сталкиваются с дефицитом полувагонов, платформ и щеповозов.

"Отдельно стоит отметить, что в текущем году продолжился рост ставок предоставления на основные виды вагонов, используемые для перевозки лесных грузов. Например, на лесовозы с начала этого года ставки предоставления увеличились примерно на 10%, до уровня 1,9–1,95 тыс. руб. за вагон в сутки. Ставки предоставления вагонов будут увеличиваться и в следующем году. По мнению ИПЕМ, в 2019 году ставки на лесовозы превысят уровень 2 тыс. руб. за вагон в сутки, а к концу года возможен рост до 2,1–2,2 тыс. руб. за вагон в сутки", – отметил Александр Слободяник.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок15.01.2019