20-01-22 / 2022
Новости отрасли
С грузами все просто смерзительно

ОАО РЖД и стивидоры винят друг друга в сезонных проблемах

Традиционные для российской зимы сложности с оборотом грузов в портах приобретают характер системного сбоя. По данным ОАО РЖД, с начала года погрузка уже упала на 1,5 млн тонн, или около 1,5% месячной нормы. Стивидоры при этом утверждают, что работают нормально, а основная проблема – в замедлении движения на сети, из-за чего грузы плохо доезжают в порты. Источники "Ъ" говорят о росте объемов брошенных полувагонов и цистерн на сети – они вдвое-втрое превышают показатели прошлогодних двух декад января. Кузбасс, столкнувшийся с невозможностью отправить весь объем своего угля в январе, уже просит правительство увеличить годовую квоту по вывозу на восток. Аналитики отмечают, что резкий рост нагрузки на транспортную систему "высветил все узкие места".

Общие потери перевозок на железнодорожной сети из-за проблем с выгрузкой в портах с начала года оцениваются в 1,5 млн тонн, сообщили "Ъ" в ОАО РЖД. Это примерно 1,5% от средней январской погрузки в последние три года. "Основными проблемами в работе портов являются сбои в работе перегрузочного оборудования в сложных погодных условиях, принятие грузовладельцами недостаточных профилактических мер против смерзаемости грузов, ограничения складских емкостей из-за периодических задержек подхода торгового флота",– говорят в монополии.

Хуже всего ситуация в портах Дальнего Востока, где при нормативе 8,5 тыс. вагонов в сутки выгрузка на 70% меньше – в среднем 5 тыс. вагонов. "Аналогичные проблемы на Октябрьской железной дороге, где при общей перерабатывающей способности 10 007 вагонов порты выгружают только 6524 вагона среднесуточно",– уточнили в ОАО РЖД в монополии.

В монополии уже жаловались на работу портов в декабре – сначала по нефтепродуктам, потом и по угольным грузам. "Текущий год начат с неудовлетворительной работы операторов морских терминалов",– сообщал 10 января в своей колонке в "Гудке" замгендиректора – начальник центральной дирекции управления движением ОАО РЖД Рашид Сайбаталов. Но ситуация постепенно улучшается, сообщили "Ъ" в ОАО РЖД, "ограничения в направлении портов снимаются, и задержанные поезда доставляются в пункты назначения". С начала месяца "подняли" 250 составов, добавляют в монополии.

Операторы терминалов, однако, говорят, что обрабатывают грузы своевременно. В НТК (управляет Мурманским морским торговым портом, терминалом "Дальтрансуголь" в Ванино и др.) "Ъ" сообщили, что на терминалах группы проблем с выгрузкой угля нет. "Все вагоны, доставляемые ОАО РЖД, выгружаются без задержек,– уверяют в компании.– Все оборудование работает в штатном режиме, с учетом отгрузок за 19 дней января мощности по выгрузке из вагонов задействованы на 60%".

Ситуация в портах вызвана медленной доставкой из-за загруженности железнодорожных путей по всем направлениям, пояснили "Ъ" в УГМК (управляет угольными терминалами "Ростерминалуголь" в Усть-Луге, "Восточный порт" в Находке). "Срок доставки значительно увеличен, поэтому, разумеется, угольная продукция смерзается, что увеличивает сроки обработки вагонов,– говорят в компании.– В текущий момент среднесуточная выгрузка значительно превышает погрузку, порты стоят без вагонов. Например, парк "Новый" в Восточном порту – без вагонов четвертый день".

В Ассоциации морских торговых портов отмечают "ухудшение организации работы по доставке грузов железнодорожным транспортом в адрес морских портов и терминалов со стороны ОАО РЖД". Подвод поездов на припортовые станции осуществляется ниже установленных норм, говорят там: "Недостаточная пропускная способность железнодорожных подходов, неравномерность подвода поездных формирований сдерживают полноценную работу и развитие морских терминалов".

"Доставляемые перевозчиком объемы экспортных грузов, как и вывозимых импортных, не позволяют задействовать перевалочные мощности портов в полном объеме",– заключают в ассоциации.

На заторы и недовоз груза в порты жалуется и Кузбасс. Как говорится в письме и. о. губернатора региона Вячеслава Телегина первому вице-премьеру Андрею Белоусову от 19 января, при плане на январь в 5,5 млн тонн фактически за 17 дней января погружено 2,19 млн тонн, или 39,9% от плана.

В декабре, говорится в документе (есть у "Ъ"), на полигоне Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД) было отставлено от движения 146 грузовых поездов, в том числе 61 угольный маршрут на экспорт в восточном направлении, на Красноярской железной дороге (КрасЖД) – 81 и 37 соответственно. Количество "брошенных" угольных маршрутов по сравнению с сентябрем, говорится в письме, выросло на ЗСЖД в девять раз, на КрасЖД – более чем в два раза, "что фактически привело почти к 100% занятости железнодорожной инфраструктуры как в границах ЗСЖД, так и в границах железных дорог, расположенных на Восточном полигоне, что в конечном итоге не позволит выполнить план перевозок января".

Срыв планов перевозки в январе на 1,5 млн тонн влечет невыполнение поручений президента РФ о наращивании вывоза угля из Кузбасса, предупреждает господин Телегин и просит господина Белоусова увеличить квоту вывоза угля на восток из Кузбасса на 2022 год на объем, не вывезенный в январе.

По данным источника "Ъ" среди операторов, количество брошенных полувагонов на сети 1-18 января составляло 21,4 тыс., цистерн – 10,1 тыс. Это в два-три раза больше, чем в тот же период годом ранее (7,6 тыс. и 5,1 тыс. единиц соответственно). Всего на сети простаивают 31,5 тыс. груженых полувагонов и цистерн, принадлежащих преимущественно крупным грузоотправителям и операторам угольного и нефтяного секторов – КРУ, "Сибантрациту", СУЭК, "Эльгауглю", "РН-Транс", "Татнефть-Транс", НХТК. А источник среди стивидоров говорит о том, что прибытие вагонов в порты Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада в четвертом квартале в среднем держалось на уровне 70% от их перерабатывающей способности.

"Ситуация крайне тяжелая: погрузка на экспорт падает, а число брошенных поездов растет,– говорит собеседник "Ъ" среди операторов.– На сети катастрофически не хватает локомотивных бригад, банально – людей на станциях. Нормой стали задержки в приеме груза к перевозке. Все это следствие кадровой оптимизации, нехватки локомотивов". Положение усугубляется наличием значительных ограничений по скорости движения, вызванных просрочками капремонта пути и отсутствием ощутимых результатов расширения Восточного полигона, говорит он.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров говорит, что сейчас логистические цепочки во всем мире работают с критической нагрузкой, высвечивающей все узкие места. Есть проблемы и на стороне ОАО РЖД, из которых первостепенной аналитик считает кадровую – от персонала на местах, где наблюдается дефицит квалифицированных специалистов и их чрезвычайная перегруженность, до топ-менеджмента в области управления движением, квалификация которого, по его мнению, снижается, особенно с учетом длительного процесса обновления руководства железных дорог. Но есть и проблемы с выгрузкой, отмечает он, а также и ростом вагонных ставок у операторов, которые на споте из-за усиления дефицита достигли заоблачных величин.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ20.01.2022