18-03-22 / 2022
Новости отрасли
С экспорта дорого возьмут

ОАО РЖД хочет заработать на росте сырьевых цен

ОАО РЖД предлагает заметно увеличить тарифы для экспортной промышленности, прежде всего для угля, чтобы отразить в своих доходах рост мировых цен на продукцию. За счет двух мер - отмены всех льгот для угля и введения экспортной надбавки 33,3% - монополия планирует до конца года получить 331,5 млрд руб. дополнительных доходов. Аналитики считают эту меру несвоевременной, поскольку в сегодняшней ситуации ОАО РЖД следует не забирать средства у промышленности, а просить помощи у государства.

ОАО РЖД предлагает с 1 апреля ввести ряд тарифных мер, направленных на "адаптацию экономики железнодорожного транспорта к актуальным внешнеэкономическим условиям". В первую очередь, сообщается в письме гендиректора ОАО РЖД Олега Белозерова главе Минтранса Виталию Савельеву ("Ъ" видел документ), экономически целесообразно освободить перевозки угля от избыточных тарифных преференций. Сейчас уголь принадлежит к первому, наиболее дешевому тарифному классу и имеет ряд скидок к базовому тарифу. В его отношении действуют понижающие коэффициенты 0,55-0,75 в зависимости от дальности перевозки, а также коэффициент за дальность 0,4 при перевозке на расстояние свыше 3,3-3,5 тыс. км. Также энергетический уголь имеет дополнительный коэффициент 0,895 за тип груза (коксующийся - 1,05). Сейчас ОАО РЖД предлагает отменить скидки за дальность, а коэффициент за классность груза изменить с 0,55-0,75 на 1,346. Эти меры увеличат тарифную нагрузку на угольщиков на 180%, дав ОАО РЖД 260,8 млрд руб. дополнительной выручки до конца года.

Позиции угля на железной дороге уже пошатнулись после приостановки правил недискриминационного доступа и введения временного порядка определения очередности, вследствие чего уголь из Кузбасса и ряда регионов утратил ранее имевшийся приоритет и теперь поедет после всех других грузов (см. "Ъ" от 8 и 15 марта). Впрочем, правила пока не утверждены, их, в частности, отказалась согласовывать ФАС, следует из письма главы службы Максима Шаскольского от 14 марта ("Ъ" видел документ).

Вторая мера, которая предлагается, - введение дополнительной экспортной надбавки 33,3% для всех экспортных грузов, кроме угля и субсидируемых товаров (например, зерна). Эта мера даст ОАО РЖД дополнительные 70,7 млрд руб. Она отражает рост стоимости доллара к 31 декабря 2021 года (42,4%). Такую корректировку предлагается делать ежеквартально в случае изменения валютного курса более чем на 10%.

Необходимость введения этих мер объясняется потребностью в выходе на безубыточность. "Ценовые котировки угля стремительно возросли практически в три раза (со $150 до $418 за тонну), - сообщается в документе. - Аналогичная тенденция роста мировых цен наблюдается и по остальным экспортным грузам". При этом ОАО РЖД от этих конъюнктурных изменений не получает экономических эффектов, что с учетом прогнозируемого сокращения темпов роста объемов перевозок, а также увеличения и удорожания кредитного портфеля влечет риски снижения финансовой устойчивости компании, говорится в письме. В нем уточняется, что сейчас компания "прогнозирует критическое падение коэффициента по покрытию процентов к уплате до уровня 2,1х при минимально необходимом 3,5х".

Источник в отрасли не исключает, что повышение тарифов возможно, но говорит, что государственный интерес в таком варианте решения прослеживается слабо: "ОАО РЖД просто потратит все вырученные средства на кванты и фантомы, а экспортеры получают сигнал, что их никто не поддержит, и заберут всю прибыль". Отобрать всю курсовую разницу - это элемент национализации экономики, полагает он, а президент только недавно возложил особые надежды на частный бизнес. "Угольщики, металлурги, нефтяники, химики - денежная опора государства, нельзя ущемлять экспортеров, иначе бизнес просто остановится и не будет платить по кредитам со ставкой свыше 20% годовых, нести все международные риски, не имея возможности зарабатывать", - считает он.

Эти предложения иллюстрируют амбиции государственного монополиста заменить собой Минэкономики, говорит другой собеседник "Ъ". "Предпосылки предлагаемой донастройки тарифов носят стихийный характер, - считает он. - В условиях массовой переориентации грузов на восток повышение тарифов будет воспринято как спекулятивная инициатива".

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров считает решение о повышении тарифов крайне несвоевременным: оно выглядит не только недружелюбно по отношению к клиентам, которые сейчас находятся под огромным давлением из-за санкций, сокращения экспортных продаж и глобальных проблем с логистикой, но и недальновидно. Сейчас цены на уголь в Eвропе составляют $350-400 за тонну, отмечает эксперт, но наш уголь не только не покупают в Eвропе, но и ряд клиентов в Азии ограничивают закупки. Металлургическая и нефтяная отрасли также сталкиваются с масштабным сокращением спроса, и контрактация на апрель идет крайне тяжело. В сегодняшних условиях, полагает он, ОАО РЖД необходимо помогать грузоотправителям, а деньги просить у государства, которое само поймет, откуда их взять.

ПРАВИЛА ИГРЫ

ОАО РЖД ПОЛУЧИТ 250 МЛРД РУБЛEЙ В КАПИТАЛ

Правительство планирует докапитализировать ОАО РЖД на 250 млрд руб. в 2022 году, следует из плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления. В плане, который видел "Ъ", помимо докапитализации, также предполагается введение механизма поэтапной индексации железнодорожных тарифов на грузовые перевозки с учетом текущего уровня инфляции с корректировкой структуры тарифа, с отдельными особенностями для тарифов по перевозке товаров народного потребления, импортируемых и экспортируемых товаров. Также предполагается приостановка действия правил недискриминационного доступа (уже состоялась) и запуск секторальных программ поддержки разных видов транспорта. Наталья Скорлыгина, Татьяна Дятел

ЦИТАТА

Задача ОАО РЖД - не быть ограничивающим фактором для развития экономики РФ

- Олег Белозеров, глава ОАО РЖД, в интервью "Ъ" 16 февраля

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ18.03.2022