09-07-24 / 2024
Новости отрасли
С БАМом один на один

ОАО РЖД не с кем разделить 40 млрд руб. платежа за присоединение к сетям

Обновленный прогноз стоимости электрификации восточного БАМа для ОАО РЖД составил 220 млрд руб., в расчет вошли выросшие запланированные затраты на техническое присоединение. На него вместо 6-7 млрд руб. ОАО РЖД потратит 40 млрд руб., так как другие потенциальные промышленные потребители региона, с кем монополия могла бы разделить расходы, заморозили свои проекты. Электрификация экономически оправдана как минимум потому, что ОАО РЖД может экономить по 40 млрд руб. в год на закупке дизтоплива, указывают эксперты.

Затраты ОАО РЖД на техприсоединение на электрифицируемом участке Комсомольск-Ванино в рамках расширения Восточного полигона выросли с 6-7 млрд руб. до 40 млрд руб. с НДС. Об этом сообщил заместитель гендиректора ОАО РЖД Андрей Макаров. Сумму ОАО РЖД должно выплатить "Россетям" в 2024-2026 годах.

По словам Андрея Макарова, изначально предполагалось, что к Ванинско-Совгаванскому узлу были и другие потребители, в том числе предприятия черной и цветной металлургии, и плата за техприсоединение должна была распределяться между всеми участниками. "В процессе обсуждения и проектирования выяснилось, что эти проекты пока заморожены и фактически "Россети" сейчас строят эту линию только под нас", - заявил он.

В рамках расширения Восточного полигона запланирована электрификация двух крупных участков - Комсомольск-Ванино и Комсомольск-Волочаевка. Для этого ОАО РЖД строит 16 тяговых подстанций, "Россети" - ЛЭП 220 кВ. Электрификацию планировалось завершить до 2024 года, но в прошлом году для снижения дефицита финансирования стройку решили отложить (см. "Ъ" от 23 января 2023 года).

В "Россетях" "Ъ" пояснили, что речь идет о присоединении девяти тяговых подстанций ОАО РЖД - это самый крупный заявитель на данном участке. "Без строительства новой линии электропередачи 220 кВ "Комсомольск-Селихино-Ванино" обеспечить электроснабжение этих объектов невозможно, - отмечают там. - Плата за технологическое присоединение условно равна стоимости строительства данной высоковольтной линии". Стоимость подтверждена положительным заключением Главгосэкспертизы, а плата за техприсоединение утверждена приказом Федеральной антимонопольной службы, добавили в "Россетях".

Андрей Макаров уточнил, что общая стоимость электрификации обоих участков превышает 220 млрд руб., средства заложены в инвестиционную программу ОАО РЖД на 2024-2026 годы. На участке Комсомольск-Волочаевка работы по электрификации должны завершиться до конца 2025 года, Комсомольск-Ванино - до конца 2026 года. В документах, которые видел "Ъ", стоимость электрификации участка Комсомольск-Ванино была установлена в 139,5 млрд руб., Комсомольск-Волочаевка - 81,4 млрд руб. В феврале вице-премьер Александр Новак докладывал президенту Владимиру Путину, что электрификация Восточного полигона потребует 1,4 трлн руб. инвестиций, из которых уже профинансировано 440 млрд руб.

Как отмечает Андрей Макаров, в рамках третьего этапа БАМа, вопреки более ранним планам, может потребоваться прирост мощности. По его словам, изначально проект касался только БАМа и включал строительство вторых путей, двухпутных вставок и т. д., а прирост мощности был минимальным и не требовал больших работ, связанных со снятием сетевых ограничений. По итогам обсуждения, продолжает топ-менеджер, потребуются дополнительные мощности, в частности, на обход Хабаровска и развитие участка Смоляниново-Находка с 200 км новой инфраструктуры. По словам господина Макарова, в 2028 году, когда начнется проектирование, можно оценить, понадобится ли строительство новых генерирующих мощностей или достаточно уже запланированных новых блоков на Партизанской и других ГРЭС "РусГидро".

Несмотря на объективно высокую стоимость, проект электрификации дает экономический эффект, отмечает глава "In fo line- Ана литики" Михаил Бурмистров. По его словам, ОАО РЖД это позволит сократить расходы на закупку дизельного топлива минимум 40 млрд руб. в год. Кроме того, указывает эксперт, электрификация позволит отказаться от тепловозов 3ТЭ25К2М с дизельными двигателями General Electric. Сейчас этот вопрос решается заменой на 3ТЭ28 с российскими двигателями, добавляет он. Глобально, по словам господина Бурмистрова, переход на электричество при всей масштабности расходов оправдан в долгосрочной перспективе и с учетом планов роста грузопотока.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ09.07.2024