28-12-11 / 2011
Новости отрасли
С 2012 года российская нефть для Белоруссии будет полностью идти по трубопроводам

Белоруссия и Россия согласовали условия поставки российской нефти на белорусские НПЗ на 2012–2015 годы. Согласно договорённостям в 2012 году объём экспорта нефти составит 21,5 млн тонн. При этом транспортировка по трубе увеличится на 3,5 млн тонн.

В середине декабря концерн "Белнефтехим" успешно завершил переговоры с российскими нефтяными компаниями об условиях поставок нефти на белорусские НПЗ и принципах формирования цен на сырье. Экспортные пошлины отменяются, а новая цена будет на $20-40 за тонну ниже, чем в этом году (средняя цена за 2011 год составляет $437 за тонну).

Кроме того, договоренности впервые предусматривают поставки из Белоруссии в Россию 5,8 млн тонн высококачественного моторного топлива белорусского производства.

"Баланс нефтяного сырья Белоруссии на 2012 год полностью обеспечивает потребности НПЗ, в том числе предусматривает поставку в Белоруссию 21,5 млн тонн российской нефти трубопроводным транспортом, что на 3,5 млн тонн больше, чем в 2011 году", - говорится в сообщении концерна.

По словам замминистра энергетики РФ Юрия Сентюрина, в 2011 году общий объем оговоренных поставок должен составить 21,68 млн тонн нефти, в том числе 3,5 млн тонн предполагается поставить по железной дороге. Еще 4 млн тонн Белоруссия должна получить по контракту с Венесуэлой в рамках своп-схемы с Азербайджаном.

Но начиная со следующего года вся российская нефть, предназначенная для белорусов, уйдет в трубу. Впрочем, для отраслевых экспертов такое решение не стало неожиданностью. Тем более что весной 2011 года об этом просила белорусская сторона.

"Белоруссия традиционно реэкспортировала российскую нефть и нефтепродукты (так как получала их по более низкой цене, чем потребители в Западной Европе) и за счет этого обеспечивала сбалансированность бюджета. Несколько лет назад эту практику прекратили (в основном из-за политических трений). Вероятнее всего, теперь политические вопросы улажены, поэтому и поставки нефти на белорусские НПЗ по системе трубопроводного транспорта восстановлены", - считает эксперт аналитического отдела "Инвесткафе" Дмитрий Адамидов.

"Схема работы трубопроводов предполагает заранее оговоренный объем поставок. Для Белоруссии этот объем был определен в 18 млн тонн в год, что и закреплено в межправительственном соглашении, - говорит ведущий инженер "Инжиниринговой компании "2К" Стэф Босуорт. - Однако для полной загрузки белорусских НПЗ этого недостаточно. И Минск закупал дополнительные 3,5 млн тонн с поставкой по железной дороге. Но транспортировка по "железке" гораздо дороже, чем по трубе".

"Железнодорожные перевозки увеличивают конечную стоимость нефти на 30-33%, в то время как при прокачке по трубе добавляется всего лишь 10-15% стоимости", - подсчитала аналитик ИФК "Солид" Елена Юшкова.

В результате нефтяники пользуются железной дорогой для перевозок нефти лишь в том случае, если отсутствует нефтепровод или передача нефти по нему затруднена. В среднем доля железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок нефти на экспорт составляет всего 4,8%.

Но если для Белоруссии новая схема поставок выгодна, то для РЖД она означает сокращение доходов. По подсчетам господина Адамидова, потери всех участников процесса (РЖД + независимые перевозчики + сервисные компании) от ухода нефтяных грузов в систему "Транснефти" могут составить от 4 до 4,5 млрд руб. в зависимости от маршрута. Потери собственно РЖД в этом случае будут не менее 1 млрд руб.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок28.12.11Ушла в трубу