25-03-15 / 2015
Новости отрасли
РЖД ждут убытка в 2016-2020 гг. при отсутствии ежегодных субсидий в 75-100 млрд руб. - газета

ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) прогнозирует значительный чистый убыток в 2016-2020 годах без государственных субсидий в размере 75-100 млрд руб. ежегодно.

"В случае отсутствия господдержки (субсидий в объеме 460 млрд руб.) либо иных решений по обеспечению роста операционной прибыли" РЖД в 2016-2020 гг. будет "ежегодно получать чистый убыток", - приводят в среду "Ведомости" содержание обновленного варианта стратегии компании до 2030 г.

Такой сценарий отнесен к рискам, уточняет издание, напоминая, что на доработку стратегию в ноябре отправил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, поручив предусмотреть в ней вариант без господдержки.

На что должны пойти 460 млрд руб. субсидий, РЖД и представитель монополии не раскрывают. В предыдущем варианте документа монополия отмечала, что субсидии (516 млрд руб. на 2014-2020 гг.) нужны ей на капитальный ремонт путей, отмечает газета. По оценкам компании, в 2016 г. чистый убыток составит 77 млрд руб. без 75 млрд руб. субсидий, в 2017 г. - 74 млрд руб. без 85 млрд руб., в 2018 млрд руб. - 64 млрд руб. без 100 млрд руб., в 2019 г. - 63 млрд руб. без 100 млрд руб. и в 2020 г. - 60 млрд руб. без 100 млрд руб. ассигнований. Инвестиционная программа при этом сократится с утвержденных на 2015 г. 414 млрд руб. до 151 млрд руб. и 117 млрд руб. - в 2016 и 2017 гг., 44 млрд руб. - в 2018 г. и до 17 млрд руб. ежегодно - в 2019 и 2020 гг.

Все это обернется невыполнением ковенантов по кредитам, ухудшением кредитных рейтингов, сокращением налоговых поступлений, кардинальным снижением инвестиций, перечисляют РЖД. В свою очередь, ухудшится состояние инфраструктуры и локомотивного хозяйства, будут ограничены возможности по удовлетворению спроса на перевозки. Впрочем, расчетные выручка и расходы монополии к 2020 г. (по сравнению с 2015 г.) даже при отсутствии государственной поддержки вырастут на 33%, до 2 трлн руб. и на 36%, до 1,98 трлн руб., соответственно, отмечает издание.

В 2013-2014 гг. из-за необходимости сокращать расходы РЖД снизили финансирование ремонта инфраструктуры на 55,2 млрд руб., говорится в стратегии. В ноябре 2014 г. президент компании Владимир Якунин заявлял, что монополия "нашла 20 млрд руб." из своих резервов - на капитальный ремонт в 2015 г. (еще 30 млрд руб. компания получила из бюджета в виде субсидий), напоминают "Ведомости".

Министерство экономического развития РФ при этом в своих материалах отмечает, что состояние инфраструктуры РЖД ухудшается вне зависимости от объемов государственной поддержки и уровня тарифов. По данным ведомства, к 2017 г. протяженность путей с истекшим сроком службы вырастет почти на 9% - с нынешних 23 тыс. км до 25 тыс. км. РЖД не грозит убыток, уверяет представитель Минэкономразвития. Но только в том случае, если компания будет проводить взвешенную политику в области заимствований и операционной деятельности. Его коллеги из Минтранса и Минфина на вопросы "Ведомостей" не ответили.

Монополия в своей стратегии указывает, что государство уже предоставляло субсидии "на поддержание операционной деятельности": в 2010 г. - 54,2 млрд руб., в 2013 г. - 23,7 млрд руб. и в 2014 г. - 26,7 млрд руб. Этого компании было недостаточно, но дефицит средств она покрывала за счет продажи "дочек" и дивидендов от них. Сейчас возможности покрыть дефицит средств из этих источников у РЖД нет, заявил изданию источник, близкий к монополии.

Прежде чем принимать решения о субсидиях компании, правительству нужно проанализировать расходы монополии, полагает сотрудник одного из грузоотправителей. Например, непонятна целесообразность закупок локомотивов (до конца 2020 г. монополия направит на это 497 млрд руб., говорится в стратегии), отмечает собеседник "Ведомостей". В то же время генеральный директор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров предлагает РЖД сэкономить затраты на персонал, который занимается обслуживанием грузовых перевозок, за счет автоматизации процессов обслуживания вагонов - по его подсчетам, до 45% от всех затрат приходится на зарплату персонала.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс25.03.2015