08-06-21 / 2021
Новости отрасли
РЖД ждут роста груженых ж/д перевозок контейнеров в 2021 г. на 22% после +18% в 2020 г

Объем железнодорожных контейнерных перевозок в 2021-2022 годах продолжит увеличиваться, несмотря на двузначный рост в 2020 г., уверены в ОАО "Российские железные дороги".

"По этому году мы закладываем рост в 22%. Это грузы в контейнерах. Сейчас идем на уровне 15,9-16%. Мы видим по статистике, что в III-IV квартале идет чуть большая погрузка, II полугодие всегда чуть лучше, чем I полугодие. Поэтому рассчитываем, что будем дальше восстанавливаться", - сообщил замглавы РЖД Алексей Шило в кулуарах Петербургского международного экономического форума.

"Растут все виды сообщения - и импорт, и экспорт, и транзит, поэтому есть предпосылки. Мы в мае впервые перевалили более 100 тыс. тонн угля в контейнерах. Уже порядка 400 тыс. тонн с начала года перевезли, и есть предпосылки к дальнейшей контейнеризации. В контейнерах сейчас едут автомобили, которые раньше ездили в вагонах автомобилевозах, едут черные металлы", - добавил он, отметив, что и "в следующем году будет рост", хотя цифры прогнозов не привел.

Топ-менеджер также прокомментировал идею, высказанную на одном из недавних отраслевых форумов, о том, что нынешний рост связан с перетоком грузовой базы в контейнеры с других видов подвижного состава, и в ближайшее время этот процесс завершится, а с ним - и рост сегмента.

"Интересное предположение, но (...) мы тоже сидеть сложа руки не будем. Мы хотим "длинные" перевозки с автотранспорта забирать на железную дорогу. "Длинные" - это на расстояние более 1 тыс. км", - сказал Шило.

Вместе с тем, по словам топ-менеджера, существует определенное негативное влияние на доходы компании из-за перетока грузов в контейнеры с вагонов. "Из-за того, что контейнерные тарифы ниже, они оттягивают на себя грузы других тарифных классов", - отметил он. "Сейчас (номенклатура - ИФ) химикаты и сода падает, по этому году - на 16%, хотя в контейнерах - рост 29%. То есть идет переток в "другую тару", и коллеги на этом экономят", - сказал Шило.

"Тарифы на металлургию, например, на наиболее интересных расстояниях - 1-1,5 тыс. км - примерно в 4 раза выше, чем перевозка того же металла в контейнерах", - заявил замглавы "Российских железных дорог".

В этой связи Шило напомнил, что монополия выступает за дополнительную 4,75%-ную индексацию тарифов на перевозки контейнеров с 2022 г. "Мы сегодня могли бы спокойно поднять (их - ИФ) без снижения объемов и дополнительной супертяжелой нагрузки на грузоотправителей", - сказал он.

"4,75% не с потолка взяты. Мы расчетно оценивали экономию для оператора контейнерного бизнеса - за счет того, что мы везем значительно лучше, чем заложено во всех наших нормативных документах. За прошлый год у нас маршрутная скорость по контейнерам - 1,076 тыс. км/сутки, а нормативно - 550 км/сутки. Как минимум, получается экономия на обороте", - пояснил топ-менеджер.

Одновременно в металлургическом сегменте, по словам Шило, компания ищет варианты привлечения на железную дорогу новых объемов груза. "На примере Новолипецкого металлургического комбината: мы примерно 1 млн тонн черных металлов сможем забрать с автомобильного транспорта на железнодорожный - их не было у нас никогда - за счет того, что сделаем более удобные условия", - сказал топ-менеджер.

В числе технологических решений - открытие станций для работы с контейнерами, "замкнутая технология" (однократный осмотр фитинговых упоров у вагона-платформы на кольцевом маршруте, "чтобы "ящик" не снимать два раза"), формирование партий грузов.

"Почему мы проигрываем металлургов - потому что они не берут целыми составами, условно, уголок такого-то размера. Они берут столько-то уголка, столько-то швеллера, каких-то болтов, к примеру, и просят все упаковать. Машина это всегда легко собирает. На железной дороге же надо разработать технические условия, закрепить, обеспечить безопасность и так далее. Но сейчас появились новые схемы, которые быстро позволяют разработать конструкции", - описал Шило концепцию формирования партий.

Аналогичную работу, по его словам, РЖД ведут с Evraz. "То есть, мы не стоим на месте, понимаем, что за сегмент надо бороться", - заключил топ-менеджер.

В 2020 г. количество груженых контейнеров, перевезенных "Российскими железными дорогами" во всех видах сообщения, выросло на 17,8%, примерно до 4 млн TEU (в физическом выражении - на 18,1%, до 56,2 млн тонн грузов).

Крупнейшим игроком на рынке железнодорожных контейнерных перевозок в РФ сейчас является ПАО "Трансконтейнер" группы "Дело" Сергея Шишкарева и "Росатома" (88 тыс. платформ по состоянию на конец апреля). Парк его конкурентов не превышает 10 тыс. вагонов, но количество и объем подвижного состава у них активно растет. В частности, контейнерными перевозками в РФ сейчас активно занимается транспортный холдинг FESCO (головная компания - ПАО "Дальневосточное морское пароходство", 32,5% акций - у Зиявудина Магомедова и его партнеров, около 6 тыс. платформ).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс08.06.2021