06-08-13 / 2013
Новости отрасли
РЖД заново открыла участок Махалино - Хуньчунь

Первый грузовой поезд прошел по реконструированному участку железной дороги, связавшему южное Приморье с китайской провинцией Цзилинь. РЖД восстановила участок разорившейся частной компании, чтобы обеспечить международный транспортный коридор, и надеется на коммерческий успех проекта. Однако, чтобы линия заработала в полную силу, потребуются дополнительные капитальные вложения и привлечение грузоотправителей, обращают внимание эксперты.

По открытому вновь участку железной дороги Махалино - Хуньчунь впервые с 2004 прошел первый грузовой поезд. "На первом этапе пропускная способность составит около двух млн тонн угля в год, в дальнейшем - восемь млн тонн. Из этих показателей и будем исходить при организации рабочего движения", - пояснил на торжественной церемонии открытия транспортного коридора первый заместитель начальника железной дороги Алексей Гладилин. В первое время основным грузоотправителем станет Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК), которая начнет регулярные поставки угля по новому маршруту с сентября 2013 года, отгружая по два состава в сутки, сообщил "Ъ" сотрудник службы корпоративных коммуникаций Дальневосточной железной дороги Александр Артамонов. По его словам, у новой ветки хорошие "транзитные перспективы". Ожидается, что через нее пойдут товары из стран АТР в Китай и из КНР обратно.

Ветка Махалино - Хуньчунь была построена в 1999 году и стала первой в РФ частной железной дорогой. Собственником российского участка длиной в 20 км стала компания "Золотое звено", крупнейшим акционером которой являлась РЖД с долей в 17%, кроме того, акционерами стали фонды имущества Хасанского района и Приморского края, ряд региональных предприятий и физические лица. Движение поездов по ветке Махалино - Хуньчунь началось в 2000 году. По дороге можно было перевозить 450 тыс. тонн грузов в год, однако объемы перевозок в 2000 году составили всего четыре тыс. тонн. Министерство путей сообщения долго отказывалось выдать станции Камышовая в Махалино экспортный код, который грузоотправители обязаны указывать в документах при отправке товара на экспорт. Код был выдан лишь в 2003 году. Но в 2004 году перевозки прекратились полностью из-за решения пограничной службы, которая оставила в Приморье только один международный пункт пропуска - переход Гродеково - Суйфэньхэ. "Золотое звено" не смогло вернуть кредиты, в 2010 году компанию признали банкротом, ее инфраструктура была выставлена на торги и в 2011 году приобретена ОАО "РЖД".

Старший вице-президент РЖД Анатолий Краснощек уточнил, что инфраструктура погранперехода еще приводится в порядок. "Если мы продолжим восстановление существующей линии, то уже в сентябре (2013 года. - "Ъ") сможем организовать на данном участке постоянное движение", - сказал он. "Я надеюсь, что вместе с нашими пограничниками и железнодорожниками мы действительно доведем данный переход до соответствия всем требованиям и возможности перемещения любых категорий груза", - заявил руководитель Дальневосточного таможенного управления Сергей Пашко.

Железнодорожники не смогли сказать, сколько средств понадобилось для реконструкции участка, отметив, что в затратную часть нужно отнести стоимость земли, выкупленной у государства. По данным экспертов РТИ, на развитие приграничных станций потребуется $40 млн, реконструкцию самой линии - $250 млн, создание в Хуньчуне транспортно-логистического комплекса - $80 млн. Еще $400 млн понадобится на расширение порта Зарубино, на который планируется замкнуть транзитные грузопотоки, для организации контейнерного терминала мощностью 500 тыс. TEU. Все работы могут быть завершены к 2015 году.

"В этом году провинция Цзилинь добилась успехов в сотрудничестве с Россией в области развития портов, лесоперерабатывающей промышленности, выращивания марикультуры, - заявил заместитель главного секретаря народного правительства провинции Цзилинь Чжан Баотян. - Так что этот переход будет играть важную роль. Причем не только для наших стран, но и для Японии, Кореи и стран Юго-Восточной Азии. И мы обещаем, что будем способствовать открытию пассажирских перевозок на участке Махалино - Хуньчунь. "С точки зрения развития транспортной инфраструктуры Приморского края эта ветка - важный элемент, но лишь один из множества других необходимых для превращения ее в международный транспортный коридор. Потребуются дополнительные капитальные вложения в реконструкцию всей дороги, чтобы этот железнодорожный переход заработал в полную силу. Случится ли это, я в этом не уверен. В стратегии развития Приморья предусмотрено увеличение грузопотока на этом направлении до 10 млн тонн в год, однако на сегодняшний день есть лишь 2 млн тонн в год, и за счет чего возможно существенное увеличение грузооборота, пока не видно", - прокомментировал событие кандидат экономических наук Юрий Авдеев.

"Это показуха. Проблема в том, что не готова сопутствующая инфраструктура - терминальная, станционная. Станция на 2 млн тонн груза не может быть рентабельна. Она должна перерабатывать хотя бы 10-15 млн тонн груза. Так что пока коммерческого смысла я не вижу. Разве что на перспективу, если удастся привлечь грузоотправителей и значительно увеличить грузооборот", - сказал генеральный директор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ - Владивосток06.08.13 СУЭК получила погранпереход