10-03-15 / 2015
Новости отрасли
РЖД займет 145 млрд руб. для закупки новых локомотивов

Совет директоров РЖД одобрил размещение облигаций на 145 млрд руб. Это поможет монополии запустить программу закупки локомотивов и поддержать своих промышленных партнеров – «Трансмашходинг» и «Синару» Фото: Олег Яковлев/РБК

Совет директоров Российских железный дорог на заседании 6 марта одобрил размещение 11 серий облигаций на общую сумму 145 млрд руб, говорится в сообщении компании. Объем семи траншей бумаг составит 15 млрд руб каждый, остальных - по 10 млрд руб. Срок обращения облигаций, которые будут распространятся по закрытой подписке, составит 20-30 лет. В качестве потенциальных приобретателей бумаг РЖД называет государственные банки - ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, ВЭБ, а также Министерство финансов.

Это программа облигационных займов, которые РЖД будет размещать по мере необходимости финансирования инвестиционных проектов и текущей деятельности, сказал РБК представитель монополии. Часть этих средств монополия разместит в этом году для привлечения средств ФНБ через банки, которые правительство докапитализирует из средств фонда, добавил он.

Скорее всего, общая сумма размещений не превысит 100 млрд руб., говорит знакомый с планами РЖД источник. Компания может разместить первый транш в марте-апреле, утверждает он. Часть вырученных, средств скорее, всего пойдут на авансы производителям локомотивов, с которыми РЖД уже заключает договоры, сказал источник.

В 2013-2014 году покупателем двух траншей облигаций РЖД на 100 млрд руб. выступил ВЭБ, использовав средства пенсионных накоплений. Но с этого года схема поменялась и инвестиционная программа РЖД будет финансироваться через госбанки, которые получат деньги из ФНБ.

Локомотив не поехал

Деньги на инвестиции правительство должно было выделить железнодорожной монополии еще в январе, но процесс застопорился. Из-за этого без работы оказались тысячи рабочих локомотивостроительных предприятий, которым РЖД не смогли подтвердить заказ на этот год.

Первый тревожный сигнал поступил в конце января. Руководство входящего в "Трансмашхолдинг" Новочеркасского электровозостроительного завода заявило, что сократит производственный план на этот в полтора раза относительно изначального и в апреле уволит более 440 рабочих. Такие же проблемы из-за неподтвержденного заказа возникли и у других производителей локомотивов и их поставщиков, на которых работает около 40 тыс. человек, рассказывали в начали февраля два источника в отрасли.

В роли спасителя выступил банк ВТБ, который 20 февраля объявил о том, что выдал кредиты на общую сумму в 15 млрд руб. трем крупнейшим производителям локомотивов - Трансмашхолдингу Андрея Бокарева и Искандера Махмудова, "Синаре" Дмитрия Пумпянского и "Уральским локомотивам", совместному предприятию "Синары" и Siemens. Предприятия должны вернуть кредит, после того как в начале второго квартала получат аванс от РЖД, объясняли тогда РБК источники, близкие к одному из производителей и РЖД.

Старые паровозы

Старт облигационной программы позволил РЖД начать одну из самых масштабных программ обновления парка локомотивов. На сайте госзакупок 25-27 февраля появилась информация о 15 заключенных контрактах с единственными исполнителями - производителями электровозов и тепловозов. Общая сумма закупки - около 143,5 млрд руб. Из них большая часть - 137,6 млрд руб - приходится на компанию "Рослокомотив", торговый дом "Трансмашхолдинга". Один контракт на 3,26 млрд руб получили "Уральские локомотивы", еще два заказа в общей сложности на 2,47 млрд руб. достался "Синаре". Программа закупок рассчитана на три года - с 2015 по 2017 год, в ее рамках РЖД должны получить 1084 тепловоза, электровоза и электропоезда, свидетельствуют данные сайта госзакупок.

В этом году РЖД приобретет 351 локомотив у "Трансмашхолдинга" и еще 133 у "Синары", говорит представитель монополии, общая сумма - около 60,2 млрд руб. В прошлом году компания потратила больше - 76,5 млрд руб, купив 657 тепловозов и электровозов, уточняет он. Всего за последних 11 лет с начала работы РЖД приобрела более 4,4 тыс локомотивов, пик программы обновления парка пришелся на 2013 год, когда железные дороги получили от производителей 804 локомотива.

Производственная программа в этом году будет немного меньше, чем в прошлом, но это все равно позволит загрузить производства и не сокращать людей, сказал РБК представитель "Трансмашхолдинга". Представитель "Синары" обещал предоставить комментарии позже.

Средний возраст своих 20 тыс. локомотивов РЖД весной 2014 года оценивала в 27 лет. По принятой в конце 2013 года программе развития государственной компании, к 2030 году возраст электровозов и тепловозов должен сократиться до 20,3 лет. Для этого нужно покупать ежегодно 700-770 локомотивов, говорится в сообщении РЖД от декабря 2013 года со ссылкой на старшего вице-президента Валерия Решетникова.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК (top.rbc.ru)10.03.2015