06-12-17 / 2017
Новости отрасли
РЖД – взгляд в будущее

Своим видением развития "Российских железных дорог" РЖД с читателями газеты делится президент станкостроительной ассоциации "СТАНКО-ФРЕСТ" и генеральный конструктор АО "ФРЕСТ", г. Ульяновск, Скляров Борис Васильевич.

Борис Скляров, генеральный конструктор АО "ФРЕСТ" В России для грузовых вагонов используется более 50 лет только одна тележка 18-100. Сегодня появились новые, значительно более эффективные тележки. Однако их внедрение было отдано на откуп частным компаниям, и правительство этот процесс пустило на самотек.

Несколько примеров

АО "Тихвинский вагоностроительный завод" (ТВСЗ) закупило и внедрило технологию производства американской тележки Barber. В результате ТВСЗ попал в зависимость от политики США. Поставка оборудования для этой тележки была также увязана с иностранными производителями. Использование этой тележки в начале ее производства другими вагоностроительными заводами России было запрещено. В течение многих лет государственное предприятие ОАО "НПО "Уралвагонзавод" (УВЗ) разрабатывало и внедряло собственную вагонную тележку 18-194-1. Ее пытаются использовать другие вагоностроительные заводы России.

Однако после того, как АО "Алтайвагон" с помощью "ФРЕСТ" успешно стало выпускать грузовые вагоны с этой тележкой, УВЗ под разными предлогами ему это не позволил.

И здесь возникает большой вопрос! Если по ТВСЗ это можно отнести к издержкам частной собственности, то как правительство позволило государственному предприятию, использующему государственные средства, попытаться ликвидировать своего конкурента, доведя его чуть ли не до банкротства? Завод был вынужден простаивать.

Необходимо отдать должное руководству АО "Алтайвагон", в сжатые сроки сумевшему заменить тележку УВЗ на принципиально новую конструкцию, которая как по ряду технических характеристик, так и по технологии обработки деталей и их ремонту может превзойти тележку УВЗ.

Железнодорожный транспорт – это не автомобильный, так как один вагон – это только составная часть железнодорожного состава. А сердцевиной любого вагона является вагонная тележка. Оснащение вагонов такого состава только одной тележкой 18-100, 18-194-1, 18-578 или Barber еще многие годы будет невозможно. Следовательно, специализация ВРД также невозможна, и им необходимо проводить ремонт вагонов с любыми тележками. А это дорого и трудноосуществимо. При этом страдает качество ремонта. Поэтому необходимо свести до минимума номенклатуру вагонных тележек в РЖД.

На мой взгляд, при наличии у правительства компетенции и воли через 2–3 года при производстве грузовых вагонов могут остаться только две-три инновационные тележки, например,18-578 УВЗ, которую не успел внедрить повсеместно старший советник генерального директора ОАО "РЖД" Валентин Гапанович, и новая, последняя тележка АО "Алтайвагон".

Для этой новой тележки "ФРЕСТ" уже разработал предложения по модернизации линии для обработки деталей тележки УВЗ 18-194-1, поставленной ранее "ФРЕСТ".

Для России появилась огромная перспектива в развитии железных дорог, связанных с международными сообщениями.

Уже в тестовом режиме начала функционировать железная дорога Индия (Мумбай) – Иран – Азербайджан – Россия – Европа. На очереди стоит начало движения по Шелковому пути: Китай – Казахстан – Россия – Европа. В настоящее время Россия строит железную дорогу в Индонезии и других странах.

Все это требует развития транспортной инфраструктуры этих проектов, организации деповских ремонтов по пути следования составов, замены вагонов с тележкой 18-100 на новые инновационные.

Настала пора принять меры по поставке ремонтного оборудования и вагонов с инновационными тележками на рынки Китая, Индии, Ирана, Индонезии, Казахстана и Азербайджана.

В настоящее время на повестке дня все еще стоит вопрос о приватизации вагоноремонтных компаний ОАО "РЖД" ВРК-1, ВРК-2, ВРК-3.

На мой взгляд, такая приватизация в новых создавшихся условиях для России нецелесообразна.

При этом для пополнения издержек казны напрашивается включение в план приватизации вагоностроительного завода АО "НПК "Уралвагонзавод" с отделением от него завода по производству военной техники, который, конечно, должен оставаться в ведении государства.

Так что работы всем хватит, и АО "ФРЕСТ", имеющее огромный опыт в поставках оборудования для железных дорог, готово принять самое активное участие в этих проектах.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.12.2017