06-04-20 / 2020
Новости отрасли
РЖД ввели скидки на экспорт угля-антрацита через порты Юга и Северо-Запада РФ

ОАО "Российские железные дороги" с 6 апреля будет давать скидки на перевозки антрацита (ЕТСНГ 16101) на экспорт через порты Юга и Северо-Запада РФ.

Согласно сообщению РЖД, соответствующее решение приняло правление компании. Выписка из протокола от 4 апреля опубликована на сайте монополии. Понижающие коэффициенты вводятся без закрепления гарантийных объемов перевозок.

Компания напоминает, что в марте уже начала предоставлять на этих направлениях максимально возможные в рамках "тарифного коридора" 12,8%-ные скидки на транспортировку широкой номенклатуры угольной продукции. Решение было принято с учетом "неблагоприятной ценовой конъюнктуры", чтобы "повысить конкурентоспособность поставок российского каменного угля на мировые рынки.

С 1 марта дисконт был введен на экспорт этих грузов более чем на 3 тыс. км через порты Северо-Запада РФ (в направлении припортовых станций Октябрьской, Северной и Калининградской железных дорог), а с 17 марта - через Азово-Черноморский бассейн России (Северо-Кавказскую железную дорогу).

Скидки будут действовать до конца 2021 г. (в обоих случаях - так же без закрепления гарантийных обязательств по объемам). Причем компания не исключает продление срока ее действия на 2021 г. (решение будет принято отдельно, исходя из рыночной конъюнктуры). В то же время, это тарифное решение не распространялось на перевозки антрацита, угольного концентрата, каменного угля марок "Ж", "К" и "ОС".

В июле монополия уже вводила 7,41%-ную скидку ("нивелирующую" переложенную в тариф 8%-ную экспортную надбавку) на транспортировку угля в направлении портов Азово-Черноморского бассейна и в сентябре продлила ее действие до конца 2019 г. Замглавы РЖД Павел Иванов даже не исключал, что летом этот дисконт (в числе других факторов) позволил "подтянуть" показатели погрузки на ж/д сети, правда, к концу года они все равно "нырнули" вниз.

Такую же скидку "Российские железные дороги" вводили и на зарубежные перевозки энергетического угля из Кузбасса в направлении портов Северо-Запада. Она действовала в IV квартале 2019 г. В этом случае условием для предоставления дисконта было суммарное предъявление к транспортировке не менее 15,9 млн тонн продукции.

Однако, как говорил в январе замглавы РЖД Алексей Шило, собрать "этот пул" отправителей не удалось. При этом, отмечал топ-менеджер, в начале 2020 г. монополия такие заявки начала получать, и они могут заработать, "если будет экономическая целесообразность" для "Российских железных дорог", но "очень важно", чтобы грузоотправители подтверждали объемы. Однако в конце февраля рабочие группы Государственного совета РФ по направлениям "Энергетика" и "Транспорт" рекомендовали РЖД дать скидку на перевозки угля на запад на весь 2020 г. "без дополнительных условий, с возможностью продления".

РЖД считают южное и северо-западное направления хорошей альтернативой восточному, на котором идет развитие и модернизация Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, что ограничивает их пропускную способность.

При этом "Российские железные дороги" и власти Кузбасса договорились о вывозе в 2020 г. в южном направлении более 21,1 млн тонн угля, в том числе не менее 9,41 млн - на экспорт в порты Азово-Черноморского бассейна и 11,73 млн тонн - во внутрироссийском сообщении. Кроме того, 64 млн тонн кузбасского угля планируется отправить на Северо-Запад, включая 50,35 млн тонн - в российские порты региона, 13,6 млн тонн - по РФ. В восточном направлении в 2020 г. были оговорены перевозки не менее 53 млн тонн каменного угля на экспорт и до 3,55 млн - во внутрироссийском сообщении.

Право варьировать грузовые тарифы в рамках "ценового коридора" "Российские железные дороги" получили в 2013 г. С 2019 г. компания имеет возможность давать только скидки - для грузов II (базового) и III (высокодоходного) тарифного классов - до 50%, для грузов I (низкодоходного) класса - до 25% при перевозках в пределах 3,3 тыс. км и до 12,8% - на более длинные расстояния. Изменение ставок может осуществляться на срок до 10 лет. В настоящее время обсуждается идея наделить РЖД правом на скидки в размере до 99% для всех грузов и на всех "поясах дальности" с условием возмещения расходов компании, зависящих от объемов выполнения работ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс06.04.2020