11-10-18 / 2018
Новости отрасли
РЖД возвращают к старым договоренностям

Грузоотправители выступили против продления экспортной надбавки

Крупные грузоотправители выступили против планов РЖД по сохранению экспортной надбавки в 8% 2019–2021 годах, которую должны были отменить с 2019 года. По словам источников "Ъ", металлурги и химики обратились в правительство с просьбой не поддерживать инициативу монополии. В письме "Русской стали", объединяющей крупнейших металлургов РФ, утверждается, что таким образом ОАО РЖД нарушает "компромиссные договоренности", достигнутые на совещании у премьера Дмитрия Медведева, приказ ФАС и идет в разрез с целью наращивания экспорта в майских указах президента.

Сохранение экспортной надбавки ОАО РЖД в 8% на 2019-2021 годы противоречит ранее принятым решениям ФАС и правительства, следует из письма президента ассоциации "Русская сталь" (объединяет крупнейших игроков черной металлургии РФ), основного владельца НЛМК Владимира Лисина вице-премьеру Максиму Акимову от 10 октября (копия есть у "Ъ").

Источники "Ъ" среди металлургов подтвердили подлинность документа. По словам господина Лисина, включение пункта о сохранении надбавки в долгосрочную программу развития (ДПР) ОАО РЖД полностью противоречит приказу ФАС от 13 июля, согласно которому с 2019 года надбавка должна быть отменена, а также "компромиссным решениям", среди которых отмена повышающего коэффициента с 2019 года и принцип "инфляция минус", принятым на совещании о тарифном регулировании железнодорожного транспорта под руководством премьера Дмитрия Медведева 5 декабря 2017 года.

Владимир Лисин также подчеркивает, что сохранение надбавки приведет к снижению инвестпрограмм компаний-членов "Русской стали", а также к сокращению объемов экспорта на фоне "беспрецедентного количества действующих и вводимых торговых ограничений". Последнее не соответствует майским указам президента в части увеличения объемов экспорта к 2024 году и основным направлениям деятельности правительства РФ на этот же срок, указывает глава "Русской стали".

Изначально отмена экспортной надбавки на 2019 год обсуждалась в 2017 году как одно из условий предоставления ОАО РЖД пакета дополнительных тарифных надбавок в 2018 году, когда монополия согласовывала с потребителями продление на 2018 год двухпроцентной надбавки на капремонт инфраструктуры и введение надбавки в 1,44% на компенсацию изменений законодательства. Но в начале октября глава монополии Олег Белозеров заявил, что из-за роста курсовых разниц и себестоимости заимствований надбавку следует продлить - на год или на три года. "Волатильность валюты, курсовую разницу мы бы хотели предложить компенсировать тем, чтобы не отменять восьмипроцентную надбавку на экспортные перевозки,- говорил он.- Мы бы хотели на следующий год предложить ее оставить. Все, что едет на экспорт, едет в валюте. Доллар стоил 58, а сейчас стоит 65". В 2017 году ОАО РЖД экспортная надбавка принесла 23 млрд руб. В проект ДПР этот пункт уже вошел в виде продления на 2019–2021 годы.

Владимир Лисин считает аргументацию к курсовой волатильности "не в полной мере обоснованной": затраты и доходы монополии - в рублях, эти риски не заложены в ДПР, но вообще, "по заявлениям РЖД, хеджируются за счет поступлений от транзитных контейнерных перевозок, номинированных в швейцарских франках".

Источник "Ъ" среди грузоотправителей говорит, что естественная монополия не должна пытаться, как государство, получить долю в прибыли от тех, кого перевозит. У металлургов, производителей удобрений, угольщиков хорошая конъюнктура, компании получили прибыль, вышли из офшоров, заплатили налог, говорит он. "Причем тут железная дорога? Вслед за ней по той же логике должны прийти с повышением тарифа водоканалы, энергетика!"- восклицает источник. Государство должно обеспечить развитие инфраструктуры, чтобы не было ограничений, а этого не происходит, говорит он. Надбавки вводились на все экспортные грузы по причине ограниченной провозной способности на два года, напоминает собеседник, добавляя, что, по сути, говорилось о повышающем тарифе при наличии альтернативных путей доставки, но никаких альтернатив не было, а надбавку ввели. ОАО РЖД собрало несколько десятков миллиардов рублей, но направило их не на расшивку. Чтобы не затягивать спор, было решено сохранить целевые 2% и 1,5%, напоминает источник "Ъ". Сохранение эксплуатационной надбавки – попытка развалить все соглашения, сложные и ценные для всех участников, кроме того, под вопросом и ДПР, так как по ней не будет долгосрочного тарифа, заключает он.

По словам четырех источников "Ъ" в отрасли, недовольство инициативой ОАО РЖД проявили и другие крупные грузоотправители, в частности, химики и угольщики. Собеседники "Ъ" говорят, что аналогичное "Русской стали" письмо должно было отправить объединение производителей удобрений РАПУ на имя вице-премьера Дмитрия Козака. Получить комментарии РАПУ и представителя вице-премьера пока не удалось.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Kommersant.ru11.10.2018