3,7 млн ДФЭ перевезли РЖД в 2023 году. Более 50% контейнеропотока перерабатывает Восточный полигон. То есть каждый второй груз, который принимает РЖД, или идет назначением на Восточный полигон, или идет со станций, расположенных в границах Восточного полигона, об этом заявил Алексей Шило, заместитель генерального директора РЖД – начальник ЦФТО. Он попросил операторов подумать как снизить нагрузку на Восточный полигон. РЖД поставили перед собой задачу: довести порожний пробег до минимума.
Гонка очередей
1,23 млн ДФЭ перевезла РЖД в прошлом году по Восточному полигону. Для сравнения, в 2022 – 1,04 млн ДФО, темпы прироста составили 18,5%, в этом году темпы прироста снизились до 4%. Всего лишь, отметил Алексей Шило, заместитель генерального директора РЖД – начальник ЦФТО, приводя эту статистику. С его слов за первые два месяца 2024 года перевезено 189 тыс. ДФО, годом ранее в аналогичный период – 182 тыс. ДФЭ.
"Ключевой фактор риска для роста погрузки – возможности инфраструктуры", – продолжил он.
РЖД в минувшем году попросило закрепить квоту контейнерных поездов на Дальний Восток, чтобы из Дальнего Востока вывозить стратегический импорт. Алексей Шило эту квоту назвал преимуществом, которое в этом году уже не действует: оно исчезло и из Временных правил, и из Поручений. Взамен РЖД получили новую балансировку по приоритетности грузов внутри Восточного полигона. А она привела к "гонке очередей", - продолжил А. Шило, - как только уголь и контейнеры закрепили себе более высокий приоритет по перевозкам, так сразу появились массовые обращения от грузовладельцев других грузов, которые тоже пожелали себе приоритет на сети.
"Мы спрогнозировали самый интересный вариант: что будет происходить, если все обращения удовлетворят? Тогда большинство грузов войдет в третью очередь и внутри третьей очереди надо будет устанавливать очередность – это очевидная история. Но так работать невозможно, и участники рынка должны это понимать", – заявил он.
"Продавив" сегодня РЖД, например, на большее количество контейнерных поездов надо понимать, что другие грузовладельцы тоже будут требовать ровно такие же преференции, либо будут предлагать забрать эти преференции у контейнерных операторов, продолжил Шило. Участники рынка могут, например, потребовать проанализировать экономику контейнерных операторов, или оценить вклад контейнерных операторов в ВВП, а также качество перевозки по железнодорожной сети. К учету стоимости того, что везут в контейнерном поезде, участники рынка просят прибавить показатели и по невывезенным объемам у предприятий непрерывного цикла. Об этом говорят в частности металлурги, которые решают и другие задачи, не только "задачи по наполнению экспортных потоков". Критериев может быть множество, но цель – одна, получить такое же преимущество, какое уже есть у контейнерных операторов.
Увеличение длины контейнерных поездов
Воздух, перевозимый в контейнерах, должен становиться все более и более дорогим, отметил А. Шило. Очевидно, требования к пробегу порожних пробегов будут ужесточаться. РЖД уже работает с соседними железнодорожными администрациями, чтобы и они тоже, вместе с российскими железными дорогами ужесточили требования к работе с контейнерными поездами.
"Сегодня для государства важнее не просто "штука поезда", но и млн тонн в целом грузов. По этому показателю контейнерный поезд проигрывает", – продолжил А. Шило.
Алексей Шило признался, что у РЖД и у контейнерных операторов есть истории и совместного успеха. В их числе – Дорожная карта по вывозу с Дальнего Востока не менее 4,5 тыс. ДФЭ в сутки. Ее РЖД разработали совместно с контейнерными операторами. Со слов А. Шило суммарно выполнено 86% мероприятий, перечисленных в документе. РЖД, например, дополнительно закупили технику, операторы – тоже: у них есть и автотранспорт, а также подготовлены фронты погрузки и выгрузки для работы, в том числе и с полувагонами, кроме того РЖД укомплектовали штат, чтобы "гасить любые пиковые нагрузки по Дальнему Востоку". Это – пример той ситуация, когда мы, находя компромисс, можем многого добиться, отметил А. Шило. А теперь он предлагает контейнерным операторам подумать над другой задачей – перераспределением контейнерного грузопотока с Восточного полигона на другие направления. Да, сегодня РЖД вышли на четыре контейнерных поезда в месяц, сказал А. Шило. Но рынку нужно больше.
"Сегодня все смотрят на Восточный полигон как на историю, которую развивает только РЖД, а все остальные смотрят: получится или не получится. Приглашаем, давайте вместе подумаем как сделать так, чтобы перевозки росли! РЖД пока не может в одиночку "протолкать" вопрос по специальному субсидированию коридора "Север-Юг". Вместе наверное могли бы, и тогда он бы стал хорошей альтернативой Восточного полигона", – добавил он.
Он предложил контейнерным операторам подумать и над вопросами о развитии портов Северо-Запада, а также и про "сшивку с Севморпутем".
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 03.04.2024 |