02-08-13 / 2013
Новости отрасли
РЖД воспользовались правом использования тарифного коридора

Получив право самостоятельно изменять тарифы на грузоперевозки в пределах одобренного Федеральной тарифной службой тарифного коридора, ОАО "Российские железные дороги" предоставило скидки двум крупнейшим россйским грузоотправителям - "Новатеку" и Новолипецкому меткомбинату. Эксперты указывают, что введение персональных скидок на перевозку противоречит духу и букве законодательства, но в монополии утверждают, что введение строго в рамках нормативно-правовой базы. Впрочем, главные скандалы начнутся после того, как ОАО "РЖД" начнет не понижать, а повышать тарифы, убеждены эксперты.

Впервые в своей истории ОАО "Российские железные дороги" получило право самостоятельно корректировать тарифы в части инфраструктурной составляющей с января этого года. Такое решение было принято Федеральной службой по тарифам (ФСТ) во исполнение поручения вице-премьера Аркадия Двор-ковича в целях повышения эффективности тарифной политики на железнодорожном транспорте. Принятые "Правила и условия применения уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов" позволяют монополии принять решение о предоставлении скидки до 12,8% или установлении надбавки в размере до 13,4% к действующим ставкам. По мнению начальника управления регулирования транспорта ФСТ Владимира Варгунина, эти решения позволят "повысить эффективность государственной тарифной политики" через стимулирование роста грузопотоков по железной дороге, а также "способствовать привлечению необходимых средств для обновления объектов инфраструктуры и инновационного развития железнодорожного транспорта".

Игра на понижение

Однако, вопреки постоянным заявлениям о недостатке средств и необходимости повышения тарифов на грузовые перевозки, монополия решила начать работу в рамках "тарифного коридора" со скидок к общесетевым ставкам. В марте ОАО "РЖД" приняло решение об установлении с 18 апреля и до конца года пониженного коэффициента 0,917 (скидка к базовому тарифу - 8,3%) на перевозки газового конденсата со станции Лимбей Свердловской железной дороги на станции Белое Море и Лужская Октябрьской дороги и станции Комбинатская Западно-Сибирской дороги. Скидка действует также и на возврат порожних вагонов из-под этих перевозок. А месяц спустя в конце апреля понижающий коэффициент 0,882 (скидка на 11,8%) был установлен к тарифам на перевозку черных металлов в экспортном сообщении со станции Новолипецк Юго-Восточной железной дороги в направлении припортовых станций Северо-Кавказской, Октябрьской и Калининградской железных дорог. Эта скидка действует с 8 июня по 31 декабря, суммарный объем перевозок со станции отправления по итогам 2013 года должен составить не менее 12,3 млн тонн, говорится в сообщении ФСТ. В качестве цели введения данных пониженных тарифов в документах ФСТ обозначена "экономическая эффективность для субъекта регулирования", то есть для ОАО "РЖД".

Между тем отраслевые эксперты и участники рынка указывают, что на выбранных направлениях работают лишь два конкретных предприятия: на станции Лимбей в ЯНАО находится Пуровский завод по переработке газового конденсата "НОВАТЭКа", а на станции Новолипецк грузится продукция только Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК). В этой связи они обоснованно предполагают, что бенефициарами предоставленных льгот станут близкие к властному истеблишменту миллиардеры Геннадий Тимченко и Владимир Лисин - собственники этих двух предприятий, а само тарифное решение выглядит как "персональная скидка" двум участникам рынка, что и законодательно запрещено, и несправедливо по своей сути.

"Формально конкретный грузоотправитель не указан в этих документах. Но в них указаны конкретные станции погрузки, где грузится продукция только двух предприятий, принадлежащих двум самым влиятельным бизнесменам в России", -отмечает гендиректор агентства "IN-FOLINE-Аналитика" Михаил Бурмистров. По его мнению, такие условия не формируют прозрачной системы предоставления скидок на перевозки, превращая их в персональные преференции, что прямо противоречит нормам ВТО. "Например, если мы предоставляем скидки взамен инвестиций в инфраструктуру, то тогда каждый грузоотправитель должен понимать, сколько он должен вложить средств, в какой период они окупятся, какие скидки и на какой срок он получит. Тогда это все можно легко подсчитать и каждый сможет принять решение, когда и сколько нужно инвестировать. Сейчас эти условия являются предметом непубличных договоренностей и не раскрываются для общественности", - сетует господин Бурмистров.

Но в ОАО "РЖД" настаивают на том, что все решения по изменению уровня тарифов в рамках ценового коридора приняты в соответствии с утвержденными ФСТ правилами, "которыми строго регламентированы не только цели изменения уровня тарифов, но и определен порядок и сроки принятия решений". "Более того, данным документом закреплена публичность принятия решений, в связи с чем они публикуются на официальном сайте ОАО "РЖД" и в газете "Гудок"", - отметили в пресс-службе монополии. В компании также подчеркнули, что действующие внутри ценового коридора тарифы установлены не конкретным грузоотправителям, а на перевозки грузов по отдельным направлениям, что соответствует пункту 12 раздела III правил.

В ОАО "РЖД" дополнительно пояснили, что понижающие коэффициенты введены после рассмотрения обращений грузоотправителей, установлены на гарантированный прирост объемов перевозок, а анализ экономической целесообразности таких скидок показал, что от применения новых тарифов перевозчик получит значительный экономический эффект. "Гарантированное увеличение объема перевозок газового конденсата со станции Лимбей составит 27%, а черных металлов на экспорт со станции Новолипецк - на 8%, что является довольно значительными показателями на фоне общего снижения объемов предъявляемых к перевозкам грузов", - подчеркнули в монополии. В объемных показателях, согласно документам ФСТ, прибавка к экспортным грузоперевозкам ОАО "РЖД" составит 0,8 млн тонн газового конденсата и 3,4 млн тонн черных металлов. Точного расчета материальной выгоды перевозчика от увеличения грузопотока на этих направлениях в ОАО "РЖД" и ФСТ не раскрывают, ссылаясь на необходимость соблюдения коммерческой тайны.

За какие заслуги

Следует отметить, что для "НОВАТЭКа" эта железная дорога - в полном смысле "дорога жизни". Еще в 2011 году глава газовой компании Леонид Михельсон жаловался на то, что недостаток пропускной способности магистральных путей приводит к невывозу продукции с Пуровского ЗПК, а неразвитость инфраструктуры делает бессмысленными инвестиции в развитие завода и увеличение его мощности. Основываясь, в том числе на заявлениях этого крупного грузовладельца, руководство ОАО "РЖД" апеллировало к правительству, настаивая на увеличении ее инвестпро-граммы либо за счет бюджета, либо за счет введения дополнительной инвестиционной составляющей в грузовых тарифах. Впрочем, вопрос о возможности частных инвестиций в магистральную инфраструктуру также стоял на повестке дня, однако взвешенного решения по возврату инвестиций "НОВАТЭКа" на тот момент не озвучивалось.

Между тем соглашение с "НОВАТЭКом" об инвестициях в инфраструктуру железнодорожной линии Лимбей-Сургут-Тобольск было подписано еще весной 2012 года. Тогда, как сообщали стороны, компания Геннадия Тимченко и Леонида Михельсона обещала инвестировать в период до 2020 года 30,5 млрд рублей в проект расширения пропускных способностей магистрали общего пользования, в то время как общая стоимость проекта оценивалась на уровне 41,3 млрд рублей. Разницу между этими суммами ОАО "РЖД" планировало покрыть за счет собственных средств или привлечь в проект других участников. Среди последних, очевидно, мог бы выступить "Газпром", который, в частности, строит завод по переработке газового конденсата в Новом Уренгое, однако никаких сообщений об этом не было.

Условия возврата средств частному инвестору, который согласился финансировать строительство, по сути, государственной инфраструктуры, в тот момент так и не были раскрыты. "Стороны определили, что возврат средств "НОВАТЭКу" будет осуществлен путем оказания транспортных услуг по транспортировке увеличивающихся объемов продукции в будущих периодах", - лаконично резюмировал совместный пресс-релиз двух компаний по итогам подписания соглашения. Впрочем, возможности скидок к инфраструктурной и тяговой составляющим в тарифе озвучивались "под источник" и со ссылкой на необходимость принятия соответствующих решений правительством. Решение ФСТ о предоставлении монополии права самостоятельно регулировать тарифы в пределах "коридора" появилось лишь полгода спустя.

Учитывая эти обстоятельства, отраслевые эксперты считают вполне обоснованным предоставление скидки для "НОВАТЭКа", поскольку в условиях нынешнего спада погрузки Пуровский завод компании - одно из немногих предприятий в России, которое сегодня способно наращивать объем выпуска и транспортировки продукции. Кроме того, железная дорога - безальтернативный транспорт для перевозки газового конденсата "НОВАТЭКа", что и предопределило срочность его инвестиций в инфраструктуру на участке Лимбей-Тобольск. Впрочем, по оценкам директора исследовательского агентства Infranews Алексея Безбородова, экономия грузоотправителя на скидке к тарифу составит всего примерно 1,5 млрд рублей в год. "Таким образом, период окупаемости сделанных инвестиций выходит за пределы 15 лет", - подсчитывает эксперт.

Скидка для НЛ МК вызывает у экспертов еще более негативные реакции. Михаил Бурмистров из "INFOLI-NE-Аналитики" считает, что предоставление скидки для НЛМК должно стать предметом антимонопольного разбирательства. "В России есть несколько металлургических заводов, но только один из них получил значительную скидку на перевозку своей продукции - почти 12%. Таким образом, остальные производители поставлены в дискриминационные условия", - резюмирует эксперт. Кроме того, господин Бурмистров указывает, что принадлежащая Владимиру Лисину "Первая грузовая компания", которая и занимается вывозом грузов с НЛМК, недавно начала использовать собственные локомотивы, что также пока является предметом закрытых договоренностей с ОАО "РЖД". "Это означает, что часть локомотивной составляющей в тарифе может не поступить в бюджет перевозчика, а потому экономический эффект для монополии вообще становится неочевидным", - отмечает он.

"Если решение по "НОВАТЭКу" можно назвать политическим, то скидка для НЛМК сделана, вероятно, просто "по дружбе"", - предполагает господин Безбородое. Он отмечает, что существенных рыночных предпосылок для увеличения экспорта черных металлов сегодня не наблюдается, а потому обещания металлургов вывести дополнительный объем на железную дорогу могут остаться невыполненными. Действительно, наложение каких-либо санкций за невыполнение гарантий увеличения объема и недостижение экономического эффекта для перевозчика в нормативных документах по тарифному коридору не предусмотрено. В пункте 12 раздела III правил, на который ссылается ОАО "РЖД", лишь обозначено, что решение о скидке может быть отменено до истечения срока действия "в случае невыполнения параметров, заявленных в технико-экономическом обосновании, подтверждающих экономическую эффективность принятия данного решения" для монополии.

По мнению Михаила Бурмистрова, скидка "на дополнительный объем" должна устанавливаться апостериорно, то есть уже после того, как дополнительные грузы прошли по железной дороге и перевозчик реально получил дополнительный доход. "А в нынешнем решении в качестве станций назначения указан целый ряд припортовых станций, расстояния до которых не одинаковы. В результате, если грузы пойдут со скидкой только по самым коротким маршрутам, грузооборот сильно не увеличится, и ОАО "РЖД" может вообще не получить никакого экономического эффекта", - отмечает он.

Следующая станция?

Готовятся ли другие аналогичные решения и какие заявки от грузоотправителей находятся на рассмотрении, в ОАО "РЖД", в ФСТ говорить отказались. Между тем можно с уверенностью предположить, что выдача скидок "НОВАТЭКу" и НЛМК - только первые шаги монополии по самостоятельному тарифному регулированию. Согласно утвержденным ФСТ правилам, скидки и надбавки к действующим ставкам могут устанавливаться ОАО "РЖД" не только в обмен на инвестиции и увеличение грузопотока, но и в случае если мировые цены на отдельные виды грузов будут существенно отклоняться от прогнозных. Кроме того, монополия сможет оперативно изменять уровень тарифа в сторону повышения или понижения "для рационального распределения грузопотоков с учетом оптимизации загрузки транспортной системы" при наличии альтернативных железнодорожных маршрутов доставки.

То, что ОАО "РЖД" планирует в ближайшее время именно повысить тарифы на перевозку некоторых видов грузов, следует из поправок ФСТ к правилам, которые были внесены службой в документ в мае этого года. "Учитывая, что рациональное распределение грузопотоков может осуществляться по направлениям перевозок не только для всей номенклатуры грузов, но и для отдельных родов, ФСТ предлагает внести технические правки в документ, которые уточнят возможность повышения тарифов в зависимости от рода груза, как это уже предусмотрено в аналогичном случае при понижения уровня тарифов", - цитирует "Интерфакс" комментарии пресс-службы ФСТ по этому поводу.

Эксперты предупреждают, что любое повышение действующих тарифов, а тем более избирательное, вызовет крайнее неудовольствие грузоотправителей. "В этом году у ОАО "РЖД" прогнозируется значительное выпадение доходов, поэтому монополия будет стараться поднять тарифы везде, где это можно будет обосновать, - отмечает глава Infranews Алексей Безбородов. - Крупные грузоотправители будут жаловаться в правительство на дискриминацию, много будет работы у Федеральной антимонопольной службы", - добавляет он. Однако, по мнению Михаила Бурмистрова из "INFOLINE-Анали-тики", грузоотправители будут опасаться жаловаться на монополию, поскольку в этом случае им уже не придется рассчитывать на скидку. "Сегодня стало всем очевидно, что скидки получат только те предприниматели, у которых есть большой лоббистский ресурс", - заключает он.

Участники рынка в неофициальных комментариях также указывают, что в виде тарифного коридора ОАО "РЖД" получило инструмент прямого давления на грузоотправителей и транспортный рынок. "Теперь у монополии есть тарифная "дубинка", с помощью которой можно влиять на логистику, в том числе и в политических целях. Не удивлюсь, если тарифы поднимутся на Прибалтику, которая сейчас активно привлекает российские грузы в свои порты", - поясняет свое мнение один из участников рынка, отмечая, что формального нарушения правил ВТО при такой ситуации просматриваться не будет. Кроме того, по его мнению, под термины "экономическая эффективность" и "оптимизация грузопотоков" может подходить "все что угодно".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт20.07.13От стены до стены