04-10-12 / 2012
Новости отрасли
РЖД внедрят чипы везде - от билетов до шпал

По сообщению источника в Министерстве промышленности и торговли, в 2013 году ОАО "РЖД" собирается ввести в массовую эксплуатацию систему маркировки радиочастотными метками своих поездов - не только пассажирских, но и грузовых. Также будут маркироваться сами железнодорожные пути и узлы сообщения. Помимо этого совместно с Министерством транспорта планируется радиочастотная маркировка контейнеров для опознания и контроля перемещения на протяжении всего процесса транспортировки. Последний пункт подразумевает не только железнодорожные перевозки, но и автомобильные, морские и воздушные.

"Известия" выяснили, что разработку различных типов RFid-устройств для железнодорожников осуществляет санкт-петербургская компания "Авангард".

Владимир Калинин, начальник отдела микросистемотехники "Авангарда", подтвердил, что компания действительно ведет разработку нескольких типов RFid-устройств для Министерства промышленности и торговли.

- Сейчас мы готовим метки совершенно разного типа для Минпромторга, а также пытаемся работать с таможенниками по системе контроля грузоперевозок. Метки будут отличаться радиусом действия и системой считывания на различных скоростях движения состава. На пассажирские вагоны мы сделаем более эстетичные и вандало-устойчивые устройства, а для грузовых мы будем делать тщательно защищенные. Сейчас мы решаем узкую задачу по созданию нескольких различных меток для железнодорожного транспорта. Финальные макеты таких устройств будут представлены в 2013 году, - говорит Калинин.

"Известия" обратились за разъяснением в ОАО "РЖД", где подтвердили, что внедрение данной технологии планируется в ближайшем будущем во "вселенских масштабах". В настоящее время ведется установка RFid-меток в элементы верхнего строения пути (рельсы и шпалы) для фиксации точек движения и коррекции координат при движении поезда и для определения, проехал ли вагон данную отметку или нет.

- Данная технология имеет ряд преимуществ, так как обеспечивает дешевый, помехозащищенный и точный инструмент позиционирования. При этом позиционирование осуществляется при помощи устанавливаемой на локомотиве инерциальной навигационной системы или устройства измерения пройденного пути. Для синхронизации и устранения накопленной ошибки используются RFid-метки, закрепленные на шпалах железнодорожных путей (электронный пикетаж), - сообщили "Известиям" в РЖД.

Считывающие устройства будут располагаться на локомотивах. При движении поезда со скоростью до 120 км/ч подтвержденная точность определения местоположения составляет 60-100 см. Получаемая на локомотивах информация о текущем положении и о прохождении электронной метки передается на стационарные серверы через каналы радиосвязи.

Также в настоящее время осуществляется проект по формированию системы позиционирования и автоматизированного контроля сохранности грузов в пути следования, включая контейнерные перевозки, транспортировку опасных и ценных грузов. Данный проект будет работать совместно с навигационной системой ГЛОНАСС. К проекту уже подключился Минтранс.

В проекте предлагается применять метки для маркировки запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ) вагонов и контейнеров. Сама по себе пломба ЗПУ является бейджиком для того или иного типа грузов и напоминает бирку на одежде, конечно же, более сложной конструкции. Контроль за ЗПУ ведется структурами РЖД, Ведомственной охраной железнодорожного транспорта и МВД.

- ЗПУ являются единственным элементом, препятствующим несанкционированному проникновению в вагон или контейнер. В год их производится 15-20 млн штук, каждое из которых проходит многоэтапный цикл проверок при транспортировке в регионы и далее, вплоть до утилизации. Автоматизированный учет бесконтактным способом существенно ускорил бы процедуры контроля и регистрации, которые осуществляются сейчас ручным способом. Кроме того, затраты на установку RFid-меток будет нести грузоотправитель, а техническое регулирование в области порядка учета ЗПУ осуществлять перевозчик - ОАО "РЖД", что упростит введение новой технологии, - добавили в РЖД.

Сегодня в РЖД внедрение проходит система под названием "САИ ПС Пальма", правда, она относится к типу прикладных RFid-систем в выделенном диапазоне частот 865-869 МГц, предназначенных для определения времени и составности пассажирских поездов при пересечении ими межгосударственных и междорожных границ, когда состав проходит через "гейт" и информация по нему передается на серверы РЖД.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Известия - Москва04.10.12РЖД внедрят чипы везде - от билетов до шпал