05-06-20 / 2020
Новости отрасли
РЖД видят "вечные" бонды как собственный капитал, оставляют таргет долг/EBITDA в 2,5-3 - S&P

Руководство ОАО "Российские железные дороги" рассматривает запланированный выпуск "вечных" облигаций как стопроцентно собственный капитал, оставляя на среднесрочную перспективу показатель "долг/EBITDA" на уровне 2,5-3 в качестве целевого, отмечает Standard & Poor's (S&P) в своем сообщении, выпущенном по случаю рейтингового действия.

"Наша классификация этого инструмента будет зависеть от окончательных условий выпуска, если он состоится", - отмечает при этом рейтинговое агентство. "В зависимости от окончательных условий выпуска мы проанализируем, могут ли бессрочные облигации частично классифицироваться как инструмент собственного капитала в соответствии с критериями S&P Global Ratings", - говорится в пресс-релизе.

"Насколько мы понимаем, правительство будет рассматривать возможность компенсации держателям облигаций в случае, если РЖД решит приостановить выплату процентов. (...) Скорее всего, будем классифицировать эти облигации как долговой инструмент, если их выпуск будет предусматривать стимулы к досрочному погашению, такие как, например, значительный рост купонных выплат", - уточняет Standard & Poor's, допуская, что с учетом своих корректировок отношение "долг/EBITDA" будет выше 2,5-3 (в базовом сценарии оно ожидается в 2020-2021 гг. на уровне 4-4,5).

"Мы полагаем, что этот инструмент оказывает позитивное влияние на показатели ликвидности РЖД, способствует улучшению структуры капитала", - также пишет агентство. "На протяжении длительного времени РЖД были способны и готовы корректировать капитальные расходы для поддержания взвешенной политики в отношении долговой нагрузки, несмотря на инициативы правительства. Насколько мы понимаем, в 2020 г. капитальные расходы будут выше независимо от выпуска бессрочных облигаций", - добавляет при этом S&P.

ДА, EBITDA

Standard & Poor's ожидает, что в 2020 г. EBITDA головной компании группы снизится примерно на 25% (в связи с падением грузовых и пассажирских перевозок из-за ограничений на передвижение населения, снижения спроса в условиях COVID-19 и низких цен на сырье) и будет постепенно восстанавливаться в 2021-2022 гг. Монополия предпринимает сокращение затрат, однако агентство ожидает, что скорректированная EBITDA снизится примерно до 440-450 млрд руб. в 2020 г. с 592 млрд руб. в 2019 г.

"Несмотря на то, что влияние пандемии остается крайне неопределенным, мы ожидаем, что объемы грузоперевозок "Российских железных дорог" могут сократиться примерно на 5-8% в 2020 г., пассажирских - примерно на 40%. При этом мы полагаем, что постепенное восстановление показателей до уровня начала пандемии в абсолютном выражении может затянуться до 2022 г.", - пишет S&P.

В этой связи Standard & Poor's отмечает, что на долю пассажирских перевозок приходится лишь 11% доходов компании, а ограничения не касаются промышленного производства и отправок грузов. "Вместе с тем, крупнейшими клиентами РЖД являются (ведущие - ИФ) российские производители сырья, которые столкнулись со снижением спроса и цен на продукцию (уголь, металлы, нефтепродукты и другие грузы) на внутреннем и международном рынках", - подчеркивается в сообщении.

Консолидированный CAPEX монополии., по оценкам S&P, останется "довольно крупным" - 720-730 млрд руб. в 2020 г. и около 800 млрд руб. в 2021 г., "поскольку правительство считает проекты компании стратегически важными". "Компания лишь немного сократила объем запланированных капитальных расходов. Хотя фактический (их - ИФ) размер может быть ниже вследствие отсрочек или организационных проблем, а также благодаря резервам эффективности, мы ожидаем, что они останутся высокими", - пишет агентство.

СКОРАЯ ПОМОЩЬ

"Помимо потребностей в крупных расходах на техническое обслуживание и модернизацию большой базы активов с относительно высокой степенью износа, "Российские железные дороги" инвестируют в ряд государственных проектов, которые являются стратегически значимыми для экономики России или отдельных регионов (в частности, для восстановления экономики после пандемии), таких как модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей и ликвидация "узких мест", - добавляет Standard & Poor's.

По его оценкам, РЖД планируют получить в свой капитал по таким проектам около 118 млрд руб. ассигнований. Вероятность "своевременной и достаточной экстраординарной финансовой поддержки компании со стороны правительства" S&P считает "чрезвычайно высокой", что компенсирует влияние на рейтинг ухудшившихся характеристик собственной кредитоспособности.

Агентство подтвердило рейтинг ОАО "Российские железные дороги" на уровне "BBB-" благодаря государственной поддержке и несмотря на ухудшение собственных показателей компании со "стабильным" прогнозом.

S&P отмечает, что может снизить кредитные рейтинги компании вслед за суверенными. "Принимая по внимание "очень прочные" связи РЖД с правительством РФ, ведение операционной деятельности преимущественно в России, мы не ожидаем, что рейтинг компании будет выше суверенного", - говорится в сообщении. "Запас прочности" в этой части создает решение о выпуске "вечных" бондов.

"Рост долговой нагрузки может быть вызван ухудшением операционных показателей, значительным увеличением капитальных расходов, изменениями финансовой политики или проблемами с ликвидностью, чего мы не ожидаем в настоящее время", - добавляет агентство. При этом оно указывает, что может и повысить рейтинги компании вслед за суверенными.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ

Как сообщалось ранее, в начале мая на совещании у президента РФ Владимира Путина руководство монополии попросило государственной поддержки в условиях падения доходов от перевозок, чтобы не допустить сокращения CAPEX. "На основе существующих прогнозов развития экономики мы подготовили стресс-сценарий (он предполагает падение погрузки в 2020 г. примерно на 5% вместо первоначально ожидавшегося роста на 2,9% - ИФ)", - заявлял глава РЖД Олег Белозеров.

"Понимаем, что доходы сократятся, и это в первую очередь отразится на нашей инвестпрограмме: она потенциально может уменьшиться в 4 раза - с 820 млрд до 200 млрд руб. Считаем такое изменение недопустимым, поскольку это не только отложит достижение целевых показателей, но и приведет к разрушению производственных связей. Хотели бы сохранить инвестпрограмму на уровне не менее 620 млрд руб.", - говорил он.

Чтобы покрыть дефицит средств на финансирование CAPEX перевозчика в 2020 г. Белозеров предложил выпустить "вечные" бонды на сумму до 370 млрд руб. Путин на совещании поддержал это предложение, попросив правительство и Центральный банк "в сжатые сроки" подготовить нормативную базу для таких облигаций перевозчика, чтобы они "были выпущены в обращение уже в этом году".

Распоряжение, позволяющее "Российским железным дорогам" разместить "вечные" бонды на 370 млрд руб., было подписано в середине мая. В рамках утвержденной программы облигаций компания сможет сделать несколько выпусков, в том числе - в иностранной валюте (в пределах утвержденного рублевого лимита).

В распоряжении говорилось, что бумаги "предназначены для квалифицированных инвесторов - юридических лиц, с возможностью досрочного погашения по усмотрению их эмитента". Их, прежде всего, будут выкупать ВЭБ (на 100 млрд руб.) и "системно значимые банки". При этом предполагается компенсация неполученных доходов держателям этих облигаций, если РЖД примут решение не выплачивать купонный доход. 20 мая совет директоров "Российских железных дорог" утвердил проспект бондов. Сроки реализации этой меры поддержки - май-август, говорил собеседник "Интерфакса".

Также предполагается ускорить выделение "Российским железным дорогам" средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на развитие Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. 30,5 млрд руб., которые были зарезервированы под проект в ФНБ на 2021 г., должны будут поступить в 2020 г. С учетом объема текущего года общая сумма средств фонда, которые планируется направить монополии в 2020 г., составит 60,5 млрд руб.

Также на совещании у Путина в начале мая Белозеров попросил "заморозить" ставку налога на инфраструктурное имущество монополии. "В 2021 г. в соответствии с Налоговым кодексом (ставка - ИФ) увеличится с 1,6% до 2,2%. Это приведет к росту затрат компании ", - говорил топ-менеджер. "Мы бы просили сохранить размер ставки на уровне 2020 г. Все средства будут направлены на реализацию инвестиционной программы", - заверял глава РЖД. Идея также была поддержано.

Ставку налога предполагается "заморозить" с 2021 г. Выпадающие доходы бюджета в этой связи оцениваются в 16 млрд руб., говорил источник "Интерфакса". При этом Белозеров тогда заявил, что "Российские железные дороги" "обязаны сократить и производственные расходы". "Мы посчитали: это цифра порядка 112 млрд руб., при этом не затрагивается сокращение персонала компании", - отмечал глава монополии.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс05.06.2020