07-09-17 / 2017
Новости отрасли
РЖД видят "префы" как источник привлечения средств, готовы предложить их рынку

ОАО "Российские железные дороги" рассматривает привилегированные акции как один из инструментов привлечения средств на финансирование своих проектов, причем готово предлагать их рынку.

"Мы не отказываемся, в том числе, в будущем от (продажи - ИФ) привилегированных акций. Сейчас (она - ИФ) происходила в пользу государства. Почему бы не продать на рынке?", - сказал президент РЖД Олег Белозеров на брифинге в кулуарах Восточного экономического форума (ВЭФ) в четверг.

Когда именно может быть использован этой механизм, по словам топ-менеджера, еще не решено. "Пока не обсуждали этот вопрос", - отметил О.Белозеров, добавив, что это один из инструментов привлечения средств, который может быть предусмотрен долгосрочной программой развития (ДПР), и призван не выйти за рамки установленных в компании ковенантов по уровню долга. "По соотношению "долг/EBITDA" наше ограничение - "не более 3" (по МСФО - ИФ), у нас сейчас 2,08. (...) Чтобы ковенанты не ухудшились, нам нужны деньги именно в капитал", - отметил он.

"Соответственно, если бы мы могли увеличить эти ковенанты, заняли бы. Тем более, что инвесторы полностью нам доверяют, у нас проблем с размещением (облигаций - ИФ). Но вот эти ограничения есть, поэтому мы и используем иные механизмы. Это не означает, что какие-то конечные решения примем. По-прежнему их обсуждаем, будем использовать вообще всю возможную финансовую палитру в разные промежутки времени", - уточнил топ-менеджер.

Год назад глава РЖД уже обозначал эту тему на одной из сессий предыдущего ВЭФа, говоря о возможных инструментах для привлечения дополнительных заемных средств без существенного увеличения нагрузки на параметры консолидированной отчетности. "У нас ограничение, поэтому работаем и уже для себя создали новые модели, чтобы мы могли привлекать деньги, которые не считались бы заемными, а нашими аудиторами были рассмотрены как инвестирование в капитал. Рассматриваем вопрос привилегированных акций, вариант эмиссии непогашаемых облигаций и создание различных SPV, где мы не имели бы контрольного пакета акций", - отмечал он тогда.

На брифинге в четверг в этой связи О.Белозеров также обратил внимание на то, что и привлечение средств из бюджетных источников у компании сейчас ограничено, поэтому "Российские железные дороги" стараются сокращать долю государственных инвестиций и задействовать альтернативные источники.

В частности, он напомнил, что в настоящее время компания "дорабатывает механизм "вечных" облигаций". Ранее первый вице-президент РЖД Вадим Михайлов говорил, что они могут быть выпущены на сумму до 15 млрд руб. после устранения законодательных ограничений, ориентировочно в 2018 г. - под конкретные проекты, возможно, на Северный широтный ход. Этот проект планируется реализовать в рамках концессионного соглашения, однако и здесь есть те же ограничения по вхождению в капитал SPV-компаний. "Как только мы переваливаем в проекте за 51%, вся (долговая - ИФ) ответственность попадает к нам в баланс и (меняет - ИФ) соотношения (мультипликаторы - ИФ)", - сказал О.Белозеров, отметив, что компания старается уменьшать долю в таких проектах.

"Вот, в Северном широтном ходе наше участие может быть 49%, а может и 25%. Мы создали новую финансовую модель, в которую пришли инвесторы. Сейчас большое количество коллег хотело бы участвовать, понимая, как мы ее расписали. Соответственно, наш вклад может быть (меньше - ИФ), ну блокирующий (пакет - ИФ) какой-то. Плюс, сейчас продвинулось российское законодательство. Владея даже небольшим пакетом, мы могли бы прописать (в акционерном соглашении - ИФ) какие-то условия взаимодействия, устраивающие нас. В итоге появится новая инфраструктура, новый объем грузов, который мы можем перевезти, новый заработок для нас, а вложения наши (будут - ИФ) не такие большие", - отметил топ-менеджер.

Как сообщалось ранее, проект "Северный широтный ход" предполагает создание железнодорожной линии Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево для вывоза грузов с месторождений северных районов Западной Сибири и сокращения транспортных маршрутов в порты Северо-Запада РФ. Реализовать его планируется с привлечением средств частных инвесторов по концессионной схеме.

Концессионер в рамках проекта должен обеспечить финансирование, строительство и эксплуатацию линии Обская-Салехард-Надым. Предполагается, в частности, что компания построит железнодорожную часть моста через Обь и подходы к ней, новый железнодорожный участок Салехард-Надым (353 км), а также ж/д часть моста через Надым и подходы к ней. Ранее сообщалось, что созданная специальная проектная компания-концессионер будет "дочкой" РЖД, а ее акционерами могут быть заинтересованные инвесторы. Концедентом выступит РФ.

При этом вице-премьер РФ Аркадий Дворкович ранее настаивал на том, что компания-концессионер, которую планируется создать для строительства нового участка СШХ, должна быть подконтрольна частным инвесторам. Об этом весной заявлял замглавы министерства транспорта РФ Алан Лушников. "То есть, не может быть концессионером РЖД или их 100%-ное дочернее общество. (Иначе - ИФ) мы риски оставляем на государственной компании - это неприемлемо", - пояснил чиновник.

В целом, по словам О.Белозерова, проект долгосрочной программы развития монополии предполагает, что в период 2025 г. компания могла бы вложить более 5 трлн руб. при общей стоимости железнодорожных проектов, в которых "хотела бы поучаствовать", более чем в 7,5 трлн руб. (остальные более 2 трлн руб. должны поступить от инвесторов). Средства должны пойти "во все, что относится к основным средствам", включая развитие инфраструктуры и обновление парка локомотивов.

"ДПР мы, наверное, в течение месяца-полутора доработаем. Несколько обсуждений у нас прошло, но это не тот вариант, который мы считали бы возможным сейчас озвучивать, хотя и есть какие-то общие цифры. Мы очень хотим, чтобы эта программа была очень амбициозной, хотим заложить туда ряд больших и важных проектов. В программе может быть записан перечень того, что мы будем делать, какие механизмы будем использовать, (представлено - ИФ) общее описание принципов и подходов к финансированию, без детализации на весь промежуток времени. Какой механизм в какой промежуток времени будет лучше, тот и используем. Более четко мы будем представлять (эту тему - ИФ), наверное, в 2018-20 гг.", - отметил топ-менеджер.

Говоря о рыночных заимствованиях, О.Белозеров отметил, что проблем с привлечением средств нет. "Мы очень внимательно работаем с себестоимостью, с нашими затратами, плюс, экономика улучшается", - сказал он. Конкретные планы по ближайшим рыночным заимствованиям он, правда, не озвучил. "Будем замещаться, если есть возможность заместиться и ставка упала. У нас решения в этом плане можно (принять - ИФ) достаточно быстро, и резервы по решениям есть", - сказал лишь О.Белозеров.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс07.09.2017