18-04-25 / 2025
Новости отрасли
РЖД вернулась к идее запуска trade-in для грузовых вагонов

Монополия ищет способ сократить долю невостребованного подвижного состава на сети

РЖД предложила Минпромторгу запустить программу trade-in при выпуске грузовых вагонов взамен списанных, сообщил заместитель гендиректора - начальник Центральной дирекции управления движением РЖД Михаил Глазков 17 апреля на заседании экспертного клуба "Договор РЖД с операторами". Механизм подразумевает дотации вагоностроительным предприятиям за производство востребованных грузоотправителями инновационных вагонов (с повышенной нагрузкой в 25 т на ось) взамен тех, что уже исчерпали свой ресурс, пояснил топ-менеджер.

По словам источника "Ведомостей", знакомого с ходом обсуждения инициативы, вопрос о trade-in поднимался не раз, повторно его затронули 14 апреля на совещании рабочей группы по вводу новых вагонов у заместителя министра промышленности и торговли Альберта Каримова. Суть предложения заключалась в предоставлении скидки в размере от 350 000 до 500 000 руб. на покупку нового инновационного полувагона, если собственник (оператор) списывает два обычных полувагона за 4-5 лет до окончания их назначенного срока службы, говорит собеседник. По его данным, Минпромторг взял это предложение на рассмотрение.

Общий размер парка грузовых вагонов на сети РЖД к 1 апреля достиг почти 1,4 млн единиц, отметил Глазков. Причем если в 2024 г. наблюдалось двукратное превышение поступления нового подвижного состава над выбытием старого, то с начала 2025 г. на сеть поступило 17 200 новых вагонов, а выбыло лишь 7100, рассуждает он.

Из общего количества поступивших вагонов порядка 70% приходится на профицитные категории - полувагоны и цистерны под светлые нефтепродукты, тогда как по дефицитному и востребованному подвижному составу - платформам - идет выбытие парка, рассуждает топ-менеджер. "Поэтому мы привлекаем к процессу Минпромторг - чтобы через регуляторные инструменты можно было работать с вагоностроительными заводами", - пояснил Глазков.

Схожую статистику по выпуску вагонов приводит Объединение вагоностроителей в своем Telegram-канале. По его данным, производство грузового подвижного состава в I квартале выросло на 2% до 16 800 единиц. Из них 8100 шт. пришлось на полувагоны (+42% к тому же периоду 2024 г.), 3800 - на цистерны (+44%). Выпуск платформ сократился год к году на 8% до 2300 шт., хопперов - на 63% до 1700 единиц, крытых вагонов - на 32% до 900 единиц.

При сохранении такой динамики структура парка со временем будет меняться на низкодоходную, отметил на заседании экспертного клуба гендиректор "Трансконтейнера" Виктор Марков. В отсутствие вагонов для наиболее прибыльных грузов в контейнерах основные объемы на сети РЖД будут занимать низкодоходные перевозки (например, угля) и проблема с финансовыми поступлениями от них не исчезнет, резюмировал он.

Представитель РЖД подчеркнул, что trade-in - это только одна из мер, предложенных Минпромторгу для регулирования численности вагонного парка. "Ведомости" направили вопросы в министерство.

Госкомпания ведет переговоры с Минэнерго о переводе транспортировки всей угольной продукции на инновационный подвижной состав, говорил Глазков журналистам 10 апреля. Сейчас их доля в перевозках по Восточному полигону (БАМ и Транссиб) составляет 74%.

РЖД уже неоднократно выступала с похожей на trade-in инициативой. В 2020 г. она обсуждалась в правительстве наряду с возможностью введения утильсбора на вагоны. Тогда предлагалось предоставлять операторам скидку на приобретение нового инновационного вагона в размере 1,5 млн руб. взамен сдачи трех старых. На тот момент эта идея не была поддержана правительством. До этого такое предложение рассматривалось в 2015 г. Всякий раз обсуждение вопроса о введении trade-in на вагоны было связано с возникновением профицита парка на сети.

На апрель избыток подвижного состава при учете предъявляемого объема грузов составляет 295 000 вагонов, говорил Глазков. Он сократился: еще в феврале профицит оценивался в 400 000 единиц. Всего в I квартале было отставлено от движения 150 000 вагонов и для ликвидации излишнего парка нужно убрать еще столько же, отмечал топ-менеджер в беседе с журналистами. Погрузка на сети РЖД в I квартале снизилась на 6,1% в годовом выражении до 277,7 млн т, следует из данных компании.

Имеющийся подвижной состав превышает текущие провозные возможности сети РЖД, а с учетом падения погрузки речь идет о росте количества порожних вагонов, указывает президент НИЦ "Перевозки и инфраструктура" Павел Иванкин. Вместе с тем вагоностроительной отрасли нужно сохранить спрос с учетом высокой стоимости лизинга. Инициатива РЖД позволит одновременно обеспечить спрос и оптимизировать уже имеющийся парк, считает эксперт.

По его оценке, минимальный объем выпуска грузовых вагонов для поддержания машиностроительной отрасли составляет порядка 35 000-40 000 единиц в год.

Покупатели буду оценивать эффективность механизма через экономические расчеты на конкретных вагонах, отмечает управляющий партнер и сооснователь Rollingstock Agency Александр Поликарпов. По его словам, запрашиваемый размер субсидии на единицу подвижного состава составляет менее 10% стоимости инновационного вагона, при этом обязывает покупателя списать два имеющихся, которые могут работать еще пять лет. Учитывая динамичность изменений на рынке, никто не может гарантированно предсказать, что будет со спросом на перевозки даже через два года, подчеркивает эксперт.

При этом сам инструмент trade-in для вагонов Поликарпов называет "довольно интересным" и имеющим потенциал для реализации. Поэтому совместно с Минпромторгом участники рынка могут переработать его условия, чтобы он стал более востребован владельцами вагонов, полагает собеседник.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости18.04.2025