18-03-22 / 2022
Новости отрасли
РЖД в условиях санкций: строить нельзя загружать

Железнодорожный холдинг пока живет только в ожидании санкционных ограничений, признался РЖД-Партнеру Олег Шевцов, генеральный директор "Трансэнерком". С ограничениями по привлечению иностранных инвестиций в реализацию программы развития железных дорог России железнодорожная компания столкнется с 12 апреля 2022 года. - Олег, в конце прошлого года заявлялось: к 2030 году инфраструктура БАМа и Транссиба должна пропускать до 240 млн тонн, а еще через пять лет – объем увеличится еще на 60 млн тонн. Сейчас этим планам не суждено реализоваться?

- Почем же? Да, основной железнодорожный перевозчик России пока только анализирует последствия санкций, и изменения курса национальной валюты на свои бизнес-процессы. Но на сегодняшний день дать точный прогноз как снижение курса рубля, отказ международных компаний от железнодорожного сообщения и транзита грузов по территории РФ невозможно. Более того, правительство России реализует меры поддержки транспортной отрасли, и это тоже важный фактор, который сказывается на точности прогнозов.

Однако, единственное, в чем уверен владелец инфраструктуры, санкции не заставят его отказаться от развития железнодорожной инфраструктуры России. РЖД никогда не откажется от реализации приоритетных проектов, которые повысят ВВП страны, это, например, экспортные и импортные перевозки, а также транзит по Транссибу и БАМу.

Подчеркну, санкции вступят в силу только 12 апреля 2022 года. И только с этого момента объемы валютных средств для финансирования инвестиционной программы, в рамках которой, в том числе, реализуется проект расширения Транссиба и БАМа будут минимизированы.

- И если к этому моменту санкции не отменят, то от реализации какие проектов РЖД откажется?

- Практически от всех проектов, не связанных с организацией транспортировок грузов и пассажиров. Так приостанавливается реализация консалтинговых, научно-исследовательских проектов.

Однако, остановлюсь еще раз, на реализацию особо значимых проектов – строительство новых веток Московских центральных диаметров, Северного широтного хода, и главное, расширение БАМа финансирование сохранят. Есть решение выделить 363 млрд рублей из Фонда Национального благосостояния.

- Решения по финансированию строительства ВСМ за счет Фонда Нацблагосостояния нет?

- Решения пока нет. Вопрос о выделении 468 млрд рублей на строительство ВМС обсуждается, но это пока под вопросом.

Власти Санкт-Петербурга намерены реализовать некоторые проекты самостоятельно: продолжается строительство Западного скоростного диаметра, аэропорта Пулково, метро и Широтной магистрали скоростного движения за счет регионального и городского бюджетов.

- Санкции практически разрушили привычные логистические цепочки. В такой сложной ситуации реализация какого именно проекта считается наиболее перспективным?

- Импорт и экспорт из Азии. В ближайшие месяцы именно на это направление будут переориентированы все грузоперевозки по железным дорогам.

- А что с транзитом? Ранее заявлялось, он в направлении Азия – Европа к 2027 году вырастет в четыре раза.

- Прогноз, скорей всего, не оправдается.

- Ожидаете ли вы банкротство среди участников рынка?

- Да. Под ударом логистические компании, деятельность которых заключалась в партнерстве с Украиной.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер18.03.2022