20-06-18 / 2018
Новости отрасли
РЖД в перспективе 5 лет будут наращивать коэффициент "чистый долг / EBITDA" по РСБУ до 4

ОАО "Российские железные дороги" на фоне увеличения EBITDA в ближайшие несколько лет планирует наращивать отношение к ней чистого долга по РСБУ, доведя к 2022 году этот коэффициент до 4, следует из проекта долгосрочной программы развития (ДПР) РЖД до 2025 г., с которым ознакомился "Интерфакс".

По итогам 2017 г. левередж составил 2,8, в 2018 г. он ожидается на уровне 3,1. В дальнейшем намечено его увеличение в 2019 г. до 3,4, в 2020 г. - до 3,5, в 2021 г. - до 3,8. В 2023 г. он ожидается на уровне 4,1, затем будет снижаться.

При этом, по прогнозам монополии, EBITDA будет поступательно расти в течение всего периода, составив в 2018 г. 378,4 млрд руб. (против 353,9 млрд. руб. в 2017 г.), в 2019 г. - 432,6 млрд руб., в 2020 г. - 527,4 млрд руб., в 2021 г. - 596,8 млрд руб., в 2022 г. - 662,5 млрд руб., в 2023 г. - 758,5 млрд руб., в 2024 г. - 864,2 млрд руб. и в 2025 г. - 985,5 млрд руб. Размер обязательств в абсолютном выражении не приводится.

Осенью в проекте финансового плана компании на ближайшую трехлетку уже обозначали намерения увеличивать объем заимствований, объясняя это необходимостью финансировать инвестиционную программу. То, что объем capex компании в ближайшие годы будет активно наращиваться, отражено и в ДПР. Если в 2017 г. он составлял 464,6 млрд руб. (без учета НДС), а в 2018 г. ожидается на уровне 568,8 млрд руб., то в 2019 г. - уже в сумме 791,4 млрд руб., в 2020 г. - в 937 млрд руб.

Программа базируется на параметрах, обозначенных президентом РФ в "майских указах": рост к 2024 г. пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей до 180 млн тонн и линий к южным портам - до 131 млн тонн, сокращение сроков контейнерного транзита с востока на запад РФ до 7 дней и четырехкратный рост его объемов ("в основном за счет роста перевозок по маршруту Китай-Казахстан-Россия-Беларусь-Европа - с 177 тыс. TEU в 2017 г. до 910 тыс. TEU в 2023 г.).

Проект модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей предполагает развитие пропускных способностей к 2020 г. на 66,8 млн тонн (к уровню 2012 г.) для вывоза грузов с основных месторождений в направлении портов и пограничных переходов Дальнего Востока. Чистая приведенная стоимость (NPV): коммерческая -134,7 млрд руб., бюджетная: 179,2 млрд руб. Дисконтированный срок окупаемости (бюджетный) - 14 лет.

II этап проекта, реализуемый за счет "Российских железных дорог", предполагает увеличение пропускной способности выходов из Кузбасса, БАМа и Транссиба для освоения прогнозируемого потока грузов после 2023 г. (NPV для РЖД - 54,6 млрд руб., период окупаемости - 32,3 года, приток денежных средств в бюджеты РФ - 594,5 млрд. руб.). Проект развития участка Междуреченск-Тайшет в Сибири также реализуется для увеличения грузопотока в восточном направлении к 2020 г. на 15 млн тонн. Коммерческая NPV оценивается в 16,2 млрд руб., бюджетная - в 36,6 млрд руб., окупаемость - в 12 лет.

Похожая задача у проекта развития инфраструктуры на ближних и дальних подходах к портам Азово-Черноморского бассейна. К 2020 г. ее пропускная способности к уровню 2015 г. должна вырасти до 59,6 млн тонн. Коммерческая NPV - 56,7 млрд руб., бюджетная - 53,3 млрд руб., срок окупаемости - 14,9 лет. На II этапе - после 2019 г. - предполагается дополнительное развитие - "для обеспечения перевозки объема грузов, прогнозируемого к 2025 г.". В этом же регионе РЖД планируют усиление инфраструктуры на линии Энем-I (Адыгея) - Кривенковская (Краснодарский край) для увеличения пассажирских перевозок к курортам Азово-Черноморского бассейна на 13 пар в сутки и ускоренного движения поездов (в том числе пригородных) за счет строительства вторых путей на трех "лимитирующих" участках.

Развитие ж/д инфраструктуры намечено и на ближних и дальних подходах к портам Северо-Запада РФ. Предполагается, что к 2020 г. она вырастет до 145,6 млн тонн в год и до 165,7 млн тонн к 2025 г. Срок окупаемости для РЖД оценивается в 16,5 лет, коммерческая NPV - в 85,9 млрд руб., дисконтированный приток денежных средств в бюджетную систему РФ - в 571,8 млрд руб. С 2019 г. также намечено развитие железнодорожного узла транспортной системы Санкт-Петербурга - в соответствии с ожидаемым пассажиропотоком. Правда, пока экономические параметры проектов находятся в стадии проработки.

Продолжится и развитие московского транспортного узла, предполагающее повышение пропускной способности "в условиях увеличивающихся размеров пассажирского движения". Кроме того, планируется выделять средства на строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) "Москва-Казань" (на ее I этап до Владимира). После 2020 г. начнется формирование "глубокого обхода" Большого Московского окружного кольца (БМО) по направлению Рыбное (Рязанская обл.) - Узуново - Ожерелье (Подмосковье) - Узловая - Плеханово (Тульская обл.) - Сухиничи (Калужская обл.) - Духовская (Смоленская обл.) - Смоленск. Это позволит обеспечивать прогнозируемый объем транзитного грузопотока в московском транспортном узле.

В свою очередь электрификация линии Ожерелье-Узловая-Елец для специализации под пассажирское движение позволит переключить 27 пар поездов с казанского на павелецкое направленное Московской железной дороги, увеличив пропускную способность до 65 пар. Коммерческая NPV - 15,4 млрд руб., срок окупаемости - 36,1 года.

В Поволжье намечено строительство западного обхода саратовского узла с усилением участка Липовский-Курдюм - для пропуска 23,9 млн тонн грузов, сокращения маршрутов от месторождений в северных районах Западной Сибири до портов Балтийского, Белого, Баренцева и Карского морей, а также развитие арктической зоны РФ. Также проект позволит увеличить пропускную способность на подходах к саратовскому узлу для дополнительной перевозки 49,2 млн тонн к 2020 г. с дальнейшим наращиванием этого объема. Коммерческая NPV оценивается в 5,6 млрд руб., срок окупаемости для РЖД - в 27 лет, внутренняя норма доходности - в 11,5%.

Кроме того, в 2018 г. предполагается реконструировать участок Морозовская-Волгодонская (Ростовская обл.) для переключения на направление Лихая-Морозовская-Куберле-Тихорецкая части транзитных грузовых потоков (до 25 пар поездов в сутки) для разгрузки главного пассажирского направления Лихая - Ростов-на-Дону. Завершается и проект строительства новой линии Прохоровка -Журавка-Чертково-Батайск для "необходимого уровня безопасности перевозок в обход участков через территорию Украины".

Для специализации под грузовое движение на направлении "центр-юг" намечена электрификация участка Ртищево (Саратовская обл.) - Кочетовка (Тамбовская обл.). Это сократит эксплуатационные затраты (за счет ускорения поездов), а также расходы на обслуживание и ремонт локомотивов, содержание локомотивных бригад и расходов из-за простоя составов на станциях при смене вида тяги. Коммерческая NPV - 2,1 млрд руб., срок окупаемости для РЖД - 16,4 лет.

На севере европейской части РФ планируется развивать инфраструктуру на подходах к Северному широтному ходу (СШХ) - на Северной и Свердловской железных дорогах. NPV проекта оценивается в 31,9 млрд руб., период окупаемости - в 39 лет, дисконтированный приток денежных средств в бюджетную систему РФ - в 652 млрд руб. Кроме того, с 2018 г. начнется развитие направления Пермь - Соликамск. Коммерческая NPV - 23,8 млрд руб., срок окупаемости - 15 лет. Также предполагается развивать и пермский ж/д узел со строительством моста через Каму (между станциями Пальники и Блочная). Проект позволит оптимизировать железнодорожные перевозки внутри города. Коммерческая NPV оценивается в 23,4 млрд руб., срок окупаемости - в 19,7 лет. Развитие пропускных способностей для пропуска возрастающего грузопотока после 2020 г. предполагается и в тюменском ж/д узле.

Строительство третьего пути на участке Безенчук-Октябрьск (Самарская обл.) после 2020 г. позволит убрать "барьерные места" и обеспечить прогнозируемый объем перевозок грузов в порты юга и северо-запада России. Также планируется сделать двухпутным весь участок Кинель -Безенчук, создав обход самарского железнодорожного узла. Среди крупных проектов периода - строительство линии Селихин (Хабаровский край) - Ныш (Сахалин) с переходом через пролив Невельского пропускной способностью в 36,9 млн тонн грузов к 2030 г. Уже начались проектно-изыскательские работы. NPV для РЖД оценивается в 138,1 млрд руб., приток средств в бюджеты РФ - в 504,1 млрд руб.

Продолжится реализация проектов по обеспечению транспортной, экологической и пожарной безопасности, гражданской обороны, обновлению системы материально-технического снабжения, реконструкции и строительству объектов технологического и коммунального назначения, предупреждению травматизма граждан, обновлению терминально-складского комплекса. Предусмотрено развитие технологической устойчивости производственного процесса за счет инвестиций в обновление предприятий путевого комплекса, устройства электроснабжения и автоматики и телемеханики, вложений в локомотивное и вагонное хозяйство.

Также планируется своевременно реконструировать инфраструктуру для обеспечения безопасности движения и снижения темпов старения активов. Программа состоит из большого количества локальных проектов со средним дисконтированным сроком окупаемости около 15 лет. Проект по увеличению транспортной доступности для населения предполагает создание новой и уменьшение износа существующей пассажирской инфраструктуры, ее адаптацию для маломобильных пассажиров. Также РЖД планируют внедрять ресурсосберегающие технологии и автоматизированную систему коммерческого учета электроэнергии на вводах подстанций (срок окупаемости проектов - около 10 лет).

Отдельно компания приводит информацию по проектам, реализуемым сторонними инвесторами без учета ее средств.

Среди них - строительство железной дороги Элегест-Кызыл-Курагино для вывоза по железной дороге 15 млн тонн угля с Элегестского угольного месторождения в Туве в порт Ванино (Хабаровский край). Создание Северного широтного хода предполагается за счет средств концессионера. Проект по развитие участка Улак-Эльга предполагает завершение строительства линии длиной 321 км от Эльгинского угольного месторождения для вывоза продукции с ГОКа в объеме 15 млн тонн в год. Также планируется создать железнодорожную инфраструктуру для Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК) ПАО "Роснефть" - осуществить развитие станции Кузнецово и проложить путь к станции Заводская.

Отдельный блок проектов, которые предполагается реализовать за счет сторонних инвестиций, связана с высокоскоростным сообщением. Среди них - создание грузопассажирского железнодорожного коридора "Евразия", ВСМ Москва-Казань, Казань-Екатеринбург, Екатеринбург-Челябинск, Москва-Красное, приобретение 15 поездов для ВСМ Москва-Владимир. Также планируется строительство скоростных магистралей (СМ) Тула-Белгород, Екатеринбург - Нижний Тагил и Новосибирск-Барнаул

Также компания привела в ДПР прогноз консолидированных финансовых показателей по РСБУ с учетом плана продаж "дочек" на горизонте до 2025 г. (сокращения периметра холдинга со 125 до 55 компаний). Эти сведения также свидетельствуют о планах наращивать уровень долга.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс20.06.2018