25-02-20 / 2020
Новости отрасли
РЖД в 2020 году планируют продать доли в производителях шпал и ПНК

ОАО "Российские железные дороги" в 2020 году намерено продать по 25% + 1 акция АО "Первая нерудная компания" (ПНК) и АО "Бетэлтранс" (БЭТ), а также 100% минус 1 акция АО "Трансвудсервис" (ТВС).

Соответствующая информация приводится в проспекте к евробондам, которые монополия планирует разместить в ближайшее время.

ПЕРВАЯ. НЕРУДНАЯ. СВОЯ

ПНК была создана в 2008 г. на базе профильного имущества РЖД. Холдинг объединяет 18 щебеночных заводов, занимающихся добычей и переработкой нерудных полезных ископаемых. Поставляет ж/д перевозчику и его "дочкам" значительную часть продукции (тот взял обязательства по ее закупке после сделки по продаже части актива). В 2014 г. ООО "Нерудная компания "Бердяуш" (сейчас - "ПНК-Урал" Артема Чайки, ПНКУ) выиграло конкурс РЖД по продаже 75% минус 2 акции "Первой нерудной", предложив за них 4,86 млрд руб.

Необходимость сохранения в своей собственности блокпакета в ПНК "Российские железные дороги" мотивировали стремлением привлечь к управлению компанией профильного отраслевого инвестора, "способного обеспечить поставки продукции для регионов, в которых существует дефицит щебня, по установленной цене". Кроме того, монополия рассчитывала на обеспечение своих потребностей в щебне "на оптимальных условиях на долгосрочный период".

Все эти цели, по мнению монополии, были достигнуты: финансовые показатели "Первой нерудной" "показывают положительную динамику", выручка в 2018 г. выросла на 9,2%, до 20,103 млрд руб., чистая прибыль - на 35,6%, до 792 млн руб. В итоге актив был включен в число непрофильных. Выйти из ПНК "Российские железные дороги" планировали в 2019 г. В середине прошлого года совет директоров РЖД предварительно одобрил отчуждение доли. Сейчас в правительстве готовятся соответствующие директивы совету директоров монополии.

При этом прошлым летом в письме в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ генеральный директор "Российских железных дорог" Олег Белозеров отмечал, что акционерное соглашение, подписанное с ПНКУ, предполагает преимущественное право выкупа владельцами ПНК ее акций, продаваемых третьему лицу. При этом, если продажа осуществляется на торгах, акционеры компании имеют преимущественное право покупки акций по начальной цене тендера.

Также, писал глава РЖД, в акционерном соглашении предусмотрено обязательство "ПНК-Урала" выкупить остающиеся в собственности монополии 25%+1 акции "Первой нерудной" по рыночной цене (независимого оценщика), но не ниже 1,621 млрд руб. (по 1 тыс. 033,99 руб. за бумагу), если та предложит сделать это с 11 июня 2019 по 10 июня 2020 г. (по истечении 5 лет инвестиционного периода).

В этой связи продажу блокпакета "Первой нерудной" монополия предполагала осуществить в следующем порядке: после одобрения сделки правительством, получения директив и принятия решения советом директоров РЖД "ПНК-Урал" будет предложено воспользоваться преимущественным правом покупки акций по начальной цене продажи акций на аукционе.

Если ПНКУ откажется, будет проведен открытый аукцион среди российских и иностранных инвесторов с пошаговым повышением цены. В случае признания торгов несостоявшимися предлагалось - в соответствии с акционерным соглашением - осуществить прямую продажу акций "Первой нерудной" "ПНК-Уралу". Рыночная стоимость блокпакета ПНК в середине 2019 г. оценена структурой PricewaterhouseCoopers в 2,868 млрд руб.

ШПАЛОПРОПИТКА

"Бетэлтранс" ("Бетонные элементы транспорта") - крупнейший производитель железобетонных шпал в РФ и СНГ. В состав компании входят 9 заводов. Контрольный пакет акций принадлежит РЖД. 50% минус 2 акции - у АО "Т-Индустрия" ("Т-И"), которое купило их в конце 2014 г. за 3,025 млрд руб. по итогам соответствующего открытого конкурса. Согласно данным базы "СПАРК-Интерфакс", компания на 70% принадлежит нидерландской "Споор Стрюктююр Инвестеринг", на 30% - ООО "Аква Солид" (Москва). В последней 99% - у Игоря Чайки.

Позднее "Т-Индустрия" предложила монополии продать еще 25% акций БЭТ по цене предыдущей сделки "в обмен" на отказ от 420 млн руб. штрафов к РЖД за меньший по сравнению с оговоренным объем закупок продукции. Такие условия содержались в письме Леонида Комарова, который тогда занимал пост генерального директора "Т-И", Олегу Белозерову. Одновременно фирма выражала готовность взять на себя обязательства перед железнодорожной монополией на покупку оставшихся 25% акций "по рыночной цене, но не ниже 1 тыс. 604,9 руб. за акцию" (1,513 млрд руб.) в течение года с момента окончания действующего контракта на поставку готовой продукции.

В 2017 г. совет директоров "Российских железных дорог" принял решение продать 25% акций "Бетэлтранса" "Т-Индустрии" на ее условиях. При решении продать долю в БЭТ третьему лицу "Т-И" или РЖД будут иметь преимущественное право выкупа акций на тех же условиях. "Т-Индустрия" будет обязана в течение года после окончания действия договоров на поставку "Бетэлтрансом" продукции "Российским железным дорогам" ("при желании РЖД") купить оставшиеся в их собственности 25% + 1 акция "по рыночной цене не ниже 1 тыс. 604,9 руб. за акцию".

При этом "Т-Индустрия" будет обязана сохранить до 2020 г. производственные мощности производительностью 10,5 млн шпал в год и действующей формулы цены на готовую продукцию в рамках поставки для РЖД в пределах этого объема. Федеральная антимонопольная служба РФ до этого разрешила "Т-И" приобрести 24,99% акций "Бетэлтранса", что позволит покупателю довести долю до 74,98% и получить возможность определять условия предпринимательской деятельности. При этом регулятор выставил поведенческие условия. В проспекте к евробондам "Российских железных дорог" отмечается, что текущая их доля в БЭТ - 25% + 1 акция.

"Трансвудсервис" - еще один производитель шпал, но деревянных. Холдинг создан в 2008 г. ТВС были переданы 11 заводов, занимающихся пропиткой антисептиками деревянных шпал, брусьев и столбов для линий электропередачи. Компания так же является основным их поставщиком для РЖД. Активы группы расположены в Оренбурге, Томске, Еврейской автономной области, Красноярском крае, а также Свердловской, Тверской, Брянской, Иркутской и Вологодской областях.

Продать на аукционе 100% минус 1 акция "Трансвудсервиса" РЖД хотели еще в 2011 г. Начальная цена была установлена на уровне 1,95 млрд руб. Однако торги были отменены в связи с тем, что на участие в них было подано менее двух заявок. "Российские железные дороги" тогда сообщили, что намерены провести "мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности непроданных "дочек", в том числе и ТВС, не пояснив, правда, о чем именно идет речь. Перевозчик лишь отмечал, что повторный аукцион планируется провести в 2012 г., однако этого также сделано не было.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс25.02.2020