01-07-15 / 2015
Новости отрасли
РЖД в 2015 году повысило свою конкурентоспособность

Если оценивать уровень конкурентоспособности РЖД по сравнению с другими видами транспорта в 2015-м, то ситуация выглядит гораздо лучше, чем в прошлом году.

Грузы с рельсов не ушли на реку

Обратимся к фактам: по предварительным данным, за первую половину текущего года погрузка на сети российских железных дорог снизилась всего на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. А вот дальнобойный автотранспорт за этот же период потерял, по разным оценкам, 30-40% объемов перевозок.

"Таким образом, можно сделать вывод: значительная часть грузопотоков, которую условно можно назвать выпавшей за последние 9 лет из-за конкуренции с автотранспортом, вернулась на сеть РЖД", - отметил генеральный директор ООО "Инновационный центр транспортных исследований" Юрий Искандеров.

Кроме того, согласно статистике ОАО "РЖД", за 6 месяцев 2015-го перевалка грузов с водного транспорта на российские железные дороги выросла в 2,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем в июне данный показатель к тому же месяцу 2014-го увеличился еще больше - четырехкратно!

Конечно, часть грузов не ушла на реку из-за низкого уровня воды во внутренней системе рек и каналов РФ. Однако клиенты в разгар навигации не переключили грузы на водный транспорт не только поэтому: по железной дороге им это делать оказалось все-таки удобнее. Это отметил, в частности, один из металлотрейдеров.

"В дальнейшем подобная тенденция может укрепиться благодаря той стратегии, которую в конце прошлого года опробовали на Северо-Западе в ОАО "РЖД". Это индивидуальная работа с крупными грузоотправителями", - отметил директор некоммерческого партнерства "Северо-Западный информационно-аналитический центр транспортной логистики" Михаил Пимоненко.

Речь идет о предложении комплексных услуг

Если ранее в ОАО "РЖД" в основном клиентов старались привлечь гибкой тарифной политикой, то смысл нового решения во многом позаимствован из практики работы компании Gefco. Предприятиям предлагается не просто железнодорожная перевозка, а сервис, который позволяет снизить их общие издержки на перевозки продукции, иными словами, оптимизировать цепочку поставок.

Примеры на эту тему привел в своем выступлении на одном из недавно прошедших форумов генеральный директор АО "РЖД Логистика" Павел Соколов. Один из них реализован для компании "Гардиан Стекло Ростов". В прошлом году благодаря комплексной услуге стоимость перевозки 1 т сырья для предприятия при оказании комплекса сервисов по внешней и внутренней логистике снизилась в среднем с 862 до 674 руб., то есть на 21,8%.

Другой факт - это сервис комплексной логистики для ЗАО "Северсталь - Сортовой завод Балаково". В "РЖД Логистике" взяли на себя не только перевозки по сети, но и организацию обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, расположенных на территории предприятия. В итоге удалось снизить на 25% простои вагонов на подъездном пути за счет оптимизации маневровой работы, увеличить производительность труда работников на 32% и существенно снизить риски отказов технических средств на инфраструктуре необщего пользования.

Много сервисов, хороших и разных

Один из пилотных полигонов, где опробуются продукты, способные перетянуть часть грузов с автомобильного транспорта на железнодорожный, реализуют на Октябрьской железной дороге. Здесь для привлечения клиентов стали предоставлять сложные логистические услуги, учитывающие специфические потребности клентов. При этом на ОЖД взяли на себя значительную долю вопросов по управлению грузопотоками.

В частности, услуга движения грузовых поездов по расписанию позволяет клиентам оптимизировать свое долгосрочное планирование перевозок и эффективнее распределять развитие производственных мощностей с учетом возможностей подачи подвижного состава, пропускной и провозной способности железнодорожной инфраструктуры. Для потребителя это в конечном итоге приводит к сокращению издержек и рисков. Только в 2014 году на такие сервисы заключено 8 договоров, в рамках которых по сети проследовало 1402 поезда.

Можно также привести в пример услугу "Грузовой экспресс", ориентированную на высокодоходные грузы, отправляемые небольшими компаниями, отметил заместитель генерального директора ООО "Модуль" Лев Марков.

Преимущества технологии грузовых экспрессов - это понятные клиенту дата и время отправления поезда, значительное сокращение сроков доставки. Поезда формируются со станций Санкт-Петербургского узла назначением на ст. Инская со сроком доставки 5 суток и на ст. Екатеринбург - 3 суток.

Еще один новый продукт, предложденный клиентам, - комплексное транспортно-логистическое обслуживание клиентов (KTЛО), которое успешно опробовано на московском направлении. В проекте участвуют ряд стейкхолдеров минерально-строительного комплекса, которые на основе KTЛО выстроили свои долгосрочные партнерские отношения с дорогой. Результат - увеличение поставок строительного щебня на рынки Московского региона в 2014 году из карьеров Ленинградской области на 3%.

В 2015 году линейку транспортных услуг в различных потребительских сегментах с учетом потребностей клиентов в графиках и маршрутах перевозок намечено расширить. Однако реализация части из них потребует соответствующего развития железнодорожной инфраструктуры.

С прицелом на логистику

Как считает коммерческий директор ЗАО "Евросиб-Логистика" Мария Лазарева, услуги комплексной логистики - перспективный вид бизнеса. "Такие сервисы помогают не только снизить затраты клиента на управление цепями поставок, но и организовать перевозки любой степени сложности по оптимальным схемам", - сказала М. Лазарева в рамках круглого стола на международном конгрессе "Инновации и кадры в геополитике железнодорожного транспорта".

Подобный подход способен активизировать применение инновационных технологий на рынке железнодорожных перевозок и привлечь дополнительные грузопотоки на железнодорожный транспорт, полагает профессор Лаппеенрантского технологического университета Олли-Пека Хилмола.

В ИПЕМ полагают, что привлечь дополнительные грузопотоки с автомобильного на железнодорожный транспорт можно и за счет других инструментов. В частности, целесообразно исключить оплату в дорожный фонд железнодорожных акцизов за дизтопливо для локомотивов, что позволит увеличить объем инвестиций в железнодорожную инфраструктуру и развивать сервисы, которые окажутся привлекательными для клиентов. По оценкам ИПЕМ, объем направленных акцизов в дорожный фонд в 2004-2014 гг. составил свыше 100 млрд руб.

Так что резервы для увеличения привлекательности железнодорожного транспорта по сравнению с другими видами перевозок имеются. И в ОАО "РЖД" постараются их реализовать на практике в дальнейшей своей работе.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру01.07.2015