12-11-14 / 2014
Новости отрасли
РЖД в 2015 г. на фоне кредитного дефицита могут увеличить сроки расчетов с контрагентами

ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) предупреждает правительство РФ об увеличении с 30 до 45-60 дней сроков окончательных расчетов с контрагентами с 2015 г.

"В результате складывающейся ситуации, связанной с ограничением доступа на рынки капитала для российских государственных компаний и банков, а также недостаточной ликвидностью внутреннего рынка заемного капитала, компания вынуждена замещать кредитные источники финансирования на собственные в виде оптимизации оборотного капитала. Так, с 2015 г. условия расчетов с контрагентами в части сроков окончательного расчета будут увеличиваться с 30 до 45-60 дней", - пишет монополия в пояснительной записке к финансовому плану на ближайшую трехлетку, с которым ознакомился "Интерфакс".

При этом РЖД отмечают, что такой подход "подтверждается имеющейся практикой расчетов": "По отдельным договорам строительного подряда плановый период оборота задолженности перед подрядчиками достигает 70 дней", - говорится в документе.

"Нулевой" (без убытков) финансовый результат компания прогнозирует с учетом индексации грузовых тарифов на 10% (Федеральная служба по тарифам РФ подготовила проект соответствующего приказа, он размещен на сайте regulation.gov.ru - ИФ) и субсидии в 30 млрд руб. (как ожидается, деньги поступят в 2014 г., а отражены в качестве доходов будет в 2015 г.). При этом общая долговая нагрузка (кредитный портфель + задолженность по лизингу) достигнет 809,6 млрд руб. с "критическим" отношением к EBITDA в 2,8. Показатель "долг/EBITDA" также будет сохраняться вблизи критической отметки "2,6". Чтобы не наращивать долговую нагрузку в 2015 г., финансовый план монополии сверстан исходя из нулевого чистого изменения кредитного портфеля. Причем погашаемые в 2015 г. обязательства общим объемом порядка 100 млрд руб. должны быть замещены долгосрочными инфраструктурными облигациями, а также рыночными заимствованиями.

"Инфраструктурные облигации должны стать основным инструментом заимствований, привлекаемых РЖД для финансирования инвестиционной программы в 2015 г. (необходимый объем размещения в 2015 г. составляет 100 млрд руб.). Вместе с тем, с учетом принятых правительством РФ решений об изъятии накопительной части пенсии Внешэкономбанк не подтверждает наличия необходимых денежных средств для приобретения инфраструктурных облигаций ОАО (ранее на этой неделе глава ВЭБа Владимир Дмитриев говорил, что ситуация не изменилась - денег для РЖД по-прежнему не заложено - ИФ). При этом у негосударственных пенсионных фондов не будет источника для приобретения облигаций, что не позволит разместить долговые обязательства компании на срок длиннее 2-3 лет. Также с учетом текущей политической ситуации и низкой вероятности отмены международных санкций финансирование на внешних рынках капитала будет недоступно", - отмечает монополия.

Если эти риски реализуются, основным источником заемного финансирования в 2015 г. станут кредиты российских банков, но в связи с ожиданиями высокой инфляции и политикой Центрального банка РФ по повышению ключевой ставки вероятен дальнейший рост ставок по кредитам и ограничение доступных сроков привлечения средств, добавляют РЖД, подчеркивая, что без выделения 100 млрд руб. через инфраструктурные облигации компании будет невозможно найти адекватную замену этому источнику, что, в свою очередь, поставит под угрозу реализацию инвестиционной программы в 2015 г.

В пояснительной записке РЖД отмечают, что прирост кредиторской задолженности в 2015 г. по сравнению с 2014 г. прогнозируется более чем в 28 млрд руб., однако не только в связи с увеличением затрат, но и с изменениями политики расчетов в части удлинения сроков окончательного расчета.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс12.11.2014