30-04-15 / 2015
Новости отрасли
РЖД в 2014 г. получили чистый убыток по МСФО при ослаблении рубля и заморозке тарифов

Чистый убыток группы "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) по МСФО в 2014 году составил 99,32 млрд руб., говорится в отчете компании.

"Существенное влияние на финансовый результат в 2014 г. оказали отрицательные курсовые разницы от переоценки долговых обязательств, номинированных в иностранной валюте, в условиях существенного ослабления рубля по отношению к основным валютам во II полугодии 2014 г.", - пояснила монополия.

Годом ранее в своей документации РЖД показывали чистую прибыль по этим стандартам финансовой отчетности в сумме 36,7 млрд руб. Однако в нынешнем отчете компания отмечает, что показатель был пересчитан и стал отрицательным - в сумме 198,24 млрд руб.

Суммарные доходы холдинга в 2014 г. выросли на 1,3%, до 1,796 трлн руб. (в том числе от грузовых перевозок - на 0,3%, до 1,167 трлн руб.). При этом компания отмечает, что на этот последний показатель оказали негативное влияние снижение погрузки на 0,8%, "нулевая" индексация тарифов и увеличение доли низкомаржинальных грузов в структуре грузооборота за счет роста дальности их транспортировки. "В то же время индексация тарифов на отдельные виды грузов во II полугодии в рамках "тарифного коридора" позволила частично компенсировать негативные тенденции и завершить год с положительной динамикой", - говорится в сообщении РЖД.

В качестве основного фактора роста выручки в 2014 г. холдинг называет рост доходов от логистических услуг. В этом сегменте выручка увеличилась на 23,5%, до 221,3 млрд руб., на фоне роста доходов компании GEFCO от международных операций и существенного ослабления курса рубля. Доля доходов этого сегмента в общей выручке группы составила 12,3% против 10,1% годом ранее. Сокращение выручки от пассажирских перевозок составило 5,1% при снижении пассажирооборота на 7% (в том числе в межгосударственном сообщении - более чем на 30%).

В то же время операционные расходы РЖД (без учета убытков от обесценения основных средств) в 2014 г. выросли на 1,1%, до 1,714,9 трлн руб., при росте грузооборота на 5%. Ключевыми факторами здесь стали увеличение амортизационных отчислений (на 7,5%, до 220,7 млрд руб., из-за ввода в эксплуатацию значительного числа новых основных фондов в конце 2013 г. в рамках инвестиционной программы) и платы за электроэнергию (на 7,3% на фоне роста тарифов на нее на 7-7,5% и увеличения грузооборота). "При этом оптимизационные меры позволили снизить удельное потребление электроэнергии и частично сократить соответствующие расходы", - замечает группа.

Расходы на заработную плату и социальные отчисления в 2014 г. сократились на 0,5%, до 697,5 млрд руб. (за счет оптимизации численности персонала, в том числе перевода сотрудников РЖД в компании за пределами холдинга в рамках передачи сервисных контрактов на аутсорсинг). Затраты на материалы, ремонт и обслуживание уменьшились на 3,2%.

EBITDA группы в 2014 г. выросла на 5,9%, до 352,6 млрд руб. Рентабельность по EBITDA, скорректированной на величину расходов на оказание экспедиторских и логистических услуг третьими лицами, увеличилась с 20,3% до 21,6% "на фоне оптимизации расходов в условиях нулевой индексации грузовых тарифов".

Соотношение чистого долга группы и EBITDA выросло за год с 1,79 до 2,37. Его рост РЖД связывают с увеличением долговых обязательств в рублевом выражении на фоне переоценки валютных заимствований. При этом компания напоминает, что хеджирует валютные риски. "Выручка от транзитных операций в швейцарских франках, а также инвестиции в GEFCO, номинированные в евро, полностью компенсируют отток в иностранной валюте по долговым обязательствам до их погашения, что минимизирует валютные риски компании в условиях высокой волатильности курса рубля", - говорится в сообщении. Соотношение EBITDA и чистых процентных расходов (с учетом капитализируемых процентов) по итогам 2014 г. составило 6,2.

Объем капитальных вложений в 2014 г. сократился с 548,7 млрд руб. до 461,8 млрд руб. РЖД продолжали реализацию проектов по повышению пропускной способности и обеспечению безопасности железнодорожной инфраструктуры, обновление парка локомотивов, а также работы в рамках государственных программ развития транспортной инфраструктуры. "Также следует отметить увеличение на 18,5% чистого денежного потока от операционной деятельности в структуре источников финансирования инвестиционной программы, что произошло за счет продолжающейся оптимизации структуры и величины рабочего капитала по сравнению с показателями 2013 г.", - отмечают РЖД.

Консолидированная финансовая отчетность холдинга по МСФО учитывает показатели 175 входящих в него структур.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс30.04.2015